Ежегодно школы проводят на своей базе муниципальный и региональный этапы Всероссийской олимпиады школьников по технологии. Участники олимпиады в рамках практической работы выполняют различные виды практик, такие как:
- «3D-моделирование и печать»;
- «Прототипирование»;
- «Графический дизайн»;
- «Промышленный дизайн»;
- «Механическая деревообработка»;
- «Механическая металлообработка»;
- «Обработка материалов на лазерно-гравировальной машине»;
- «Обработка материалов на токарном станке с ЧПУ»;
- «Обработка материалов на фрезерном станке с ЧПУ»;
- «Робототехника»;
- «Ручная деревообработка»;
- «Ручная металлообработка»;
- «Электротехника».
Безусловным успехом проведения олимпиады является безопасность всех ее участников. Для этого школа предпринимает все возможные меры по обеспечению безопасности на уроках технологии и во время проведения олимпиад.
Как школа может обезопасить своих учеников? Как предотвратить несчастные случаи на уроках технологии? В данной статье я постараюсь раскрыть все тонкости обеспечения безопасности на уроках технологии в современной школе.
Учитель технологии, педагог дополнительного образования, организующие и проводящие учебные, внеурочные занятия и организующие другие виды деятельности с учащимися на базе учебных мастерских школы, должны знать законодательство о труде, правила, нормы и инструкции по охране труда и технике безопасности, разрабатывать и осуществлять мероприятия по обеспечению безопасности жизнедеятельности школьников с учетом условий и специфики их обучения.
Напоминаем, что в соответствии со ст. 209 Трудового кодекса РФ охрана труда - система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические и иные мероприятия.
Техника безопасности - это комплекс средств и мероприятий, внедряемых в производство (учебные мастерские школы) с целью создания здоровых и безопасных условий труда.
Школьные учебные мастерские - специальные помещения школы, оборудованные в соответствии с нормативными, организационно-педагогическими, санитарно-гигиеническими, эстетическими, технико-технологическими и технико-экономическими требованиями и предназначенные для проведения занятий по технологическому обучению, воспитанию и профессиональной ориентации учащихся.
Первым делом необходимо изучить нормативно-правовые документы и локальные акты, определяющие статус школьных учебных мастерских, их оснащение и функционирование.
Для профилактики и предупреждения получения травм на уроках технологии необходимо придерживаться строгих правил и положений по технике безопасности как со стороны учителя, так и со стороны обучающихся.
Давайте рассмотрим общие правила по технике безопасности на уроках технологии в школе. В них мы увидим важные для предупреждения травм и несчастных случаев правила. Кратко напомню основные из них: ученикам следует приходить на урок за 5 минут до звонка; каждый ученик должен быть одет в специальную одежду с головным убором; не отвлекаться от выполнения работ; в случае обращения учителя необходимо остановить выполнение всех работ; все инструменты и оборудование необходимо использовать только по прямому назначению; перед использованием оборудования и инструментов необходимо ознакомиться с инструкцией по применению и правилами обращения.
Визуальное восприятие обучающихся помогает нам быстрее донести информацию и закрепить ее. В связи с этим наличие ярких и информативных плакатов по технике безопасности на уроках технологии будет очень полезно. Размещать их следует в мастерских в доступном для обзора месте.
Очень важно понимать, что соблюдение всех правил и требований по безопасности на уроках технологии защищает обучающихся от травм и несчастных случаев. Знакомиться с техникой безопасности необходимо очень внимательно и ответственно, вчитываясь в каждый пункт документа. Знание всех правил, положений и требований безопасности поможет нам в будущем избежать травм и несчастных случаев, сохранит учебное оборудование и инструмент в рабочем состоянии, даст нам возможность быть уверенными в себе и обучающихся.

Павел СТЕПАНЕНКОВ,
заместитель директора по контролю качества образования школы №293 имени А.Т.Твардовского, кандидат педагогических наук