В условиях социального, природного и экологического неблагополучия естественная любознательность ребенка в познании окружающего мира может стать небезопасной для него. Как же подготовить особого ребенка к этому миру, таящему в себе тысячи преград, которые предстоит преодолеть?
Первым шагом к безопасности детей с особыми образовательными потребностями может стать коррекционно-развивающий курс «Социально-бытовая ориентировка» (СБО).
Цель этого курса в начальной школе - сделать жизнь ребенка в школе комфортной, повысить его статус в семье, обогатить его знаниями и умениями, расширить круг общения и, как следствие, помочь ему обрести самостоятельность и научить правилам безопасности жизни. Безопасность - это не просто сумма усвоенных знаний, а умение верно вести себя в различных жизненных ситуациях.
Как же этому научить? Играя! Сюжетно-ролевая игра - неотъемлемый элемент курса по социально-бытовому ориентированию. Во время игры от ее участников требуется подчинение определенным правилам, нормам поведения, которые начинают служить эталоном поведения и вне игры. Наличие партнеров повышает необходимость соблюдения этих правил. Таким образом, можно считать, что, участвуя в играх со специально подобранным содержанием, воспитанники в определенной мере приобретают навыки культуры общения, безопасного поведения, привычку соблюдать нормы поведения в различных ситуациях и, в частности, тогда, когда обстановка может провоцировать неправильные поступки. Так, при изучении раздела «Транспорт» обучающимся предлагается разыграть сценку, в которой один участник - сотрудник билетной кассы, а другой - пассажир, приобретающий билет. Во время игры ребята должны назвать маршрут следования, рассчитать стоимость поездки, произвести оплату билета и проверить правильность заполнения дорожной квитанции. Не будем забывать, что в каждом разделе курса большое внимание уделяется темам, посвященным безопасности. Это и безопасное использование бытовых предметов, и правила безопасности в общественных местах, и, без сомнения, безопасное поведение на дороге. Так, незаменимыми становятся игровые модули со знаками дорожного движения и светофор, с помощью которых можно обыграть различные ситуации на дорогах.
Сюжеты игр берутся обязательно в соответствии с программой, уровнем знаний, опыта детей и их возможностями. Использование сюжетно-ролевых игр применимо при изучении всех тем курса («Жилище», «Транспорт», «Торговля», «Медицинская помощь»). Содержанием игры становятся отношения между людьми, поэтому ход игры необходимо направить так, чтобы обучающиеся могли создавать модели этих отношений. Важно не забывать о поэтапном включении детей в сюжет игры. Сначала педагог сам демонстрирует какую-либо ситуацию, взяв на себя ту социальную роль, которой хочет научить детей (например, кассир). На втором этапе помощь со стороны взрослого постепенно уменьшается, а самостоятельность детей возрастает. На третьем этапе при проигрывании ситуации необходимо руководить детьми и следить, чтобы они верно передавали последовательность действий, правильно формулировали и произносили фразы.
По мере взросления ребенка расширяется число новых социальных ситуаций, в которых он оказывается, углубляется общение со сверстниками и взрослыми. Резко возрастает круг предметов, с которыми ему приходится иметь дело. Все это требует формирования все более и более сложных навыков по социально-бытовой ориентировке. Поэтому содержание обучения по курсу СБО от класса к классу расширяется, усложняется и носит концентрический характер.
Формирование социальных компетенций невозможно без навыка общественного поведения. Детям с особыми образовательными потребностями бывает трудно вступить в контакт с человеком, построить беседу, задать вопрос, высказать просьбу. Этот навык формируется поэтапно, поэтому так важно начинать формировать его как можно раньше.
Мы уверены, что курс «Социально-бытовая ориентировка» в начальной школе является необходимым, так как помогает обеспечить безопасность ребенка с ограниченными возможностями здоровья в школе и в кругу семьи. И достигается это в первую очередь через обучение детей рациональным приемам и способам социально-бытовой ориентировки с учетом психофизических возможностей каждого обучающегося.

Ольга ПОТАПКИНА,
учитель начальных классов школы №1499;
Оксана БЕЛЕДИНОВА,
учитель русского языка и литературы школы №1499