Меня не пугал внушительный список обязанностей, наоборот, глаза горели, были воодушевление и безграничный энтузиазм, искреннее желание трудиться. Однако по прошествии некоторого времени перспектива подготовки и проведения уроков более не радовала, как прежде, а выходные и праздничные дни стали более ожидаемы.
Тогда я задумалась: могу ли я сама себе помочь? Какие ступени ведут к здоровью? Ведь, чтобы быть профессионалом, расти на выбранном поприще, нужно быть здоровым не только физически, но и ментально. Таких ступеней для себя я выделила семь.
Первая ступень. Вспомним знаменитую пирамиду потребностей американского психолога А.Маслоу. Потребность в самореализации возникает только после удовлетворения всех остальных. Следовательно, в первую очередь учитель должен быть сытым и выспавшимся. Легко ли это осуществить? Да, если на­учиться эффективному управлению временем.
Вторая ступень. Безусловно, работа учителя не начинается с первым звонком и не заканчивается с последним. Эта профессия предполагает продолжительный рабочий день, в течение которого приходится решать большое количество задач. Подружиться со временем, все успевать, четче планируя задачи, помогает тайм-менеджмент, который в настоящее время насчитывает достаточное количество интересных техник, нужно лишь найти среди них свои.
Третья ступень. Общение с любимыми и близкими людьми, активный отдых, собственные интересы и хобби, словом, все то, что приносит радость и позволяет получать удовольствие от жизни, - это тот ресурс, из которого можно и нужно черпать силы.
Четвертая ступень. Преодолеть равнодушие помогает осознание того, что профессия учителя - это творческая профессия. Не менее творческая, чем профессия дизайнера, художника, сценариста и т. д. Каждый урок будет именно таким, каким его сделает сам учитель. Именно он решает, как будет объяснять тему, какие технологии и формы работы будет применять, как организует рабочее пространство. Одним словом, учитель говорит и организовывает то, что сам считает нужным, важным и интересным.
Пятая ступень. Как правило, взаимоотношения учителя и ученика не ограничиваются рамками занятий. Часто ребята готовы поделиться своими радостями, переживаниями и огорчениями, узнать мнение или попросить совет. Учитель же в свою очередь должен быть тактичным и внимательно относиться ко всему тому, что говорят ребята, это поможет ему лучше понять их, найти точки соприкосновения и подобрать ключик к каждому ребенку. В то же время дружелюбие не должно нарушать субординацию, перерастать в панибратство, учитель должен оставаться учителем, быть авторитетом для ученика, а для этого необходимо устанавливать определенные рамки, границы дружелюбия. Трудно ли все это? Не то слово! Но радость общения точно того стоит!
Шестая ступень. Видеть результаты своих трудов, достижения учеников, гордиться ими и собой, радоваться - это те бонусы, которые, может, и не лечат от усталости, но помогают понять свою значимость и стимулируют двигаться вперед.
Седьмая ступень. «Улыбайтесь! Ведь улыбка - это бесплатная терапия» - эти слова принадлежат американскому священнику и ученому Д.Хортану. Проведенные исследования показывают, что улыбка полезна как для душевного здоровья, так и для внешнего вида. Я захожу в класс с улыбкой, и улыбки меня встречают. Как можно не любить такую работу?
Итак, работая четвертый год в школе, я стараюсь следовать всем семи пунктам и могу с уверенностью ответить «да!» на тот вопрос, который задала себе в первый год работы. Нужно лишь укреплять собственные позитивные установки и поведение, помнить, что всегда есть возможность для маневров, творчества, а окружающие люди - интересные личности, которым есть чему научить или на что вдохновить!

Мария ПЛАТОНОВА,
учитель школы «ШИК 16»