Образовательная организация обязана обеспечить безопасность детей во всех видах их деятельности. В современных образовательных организациях функционирует эффективная система безопасности: установлены турникеты при входе в здания, выстроена оперативная и конструктивная работа дежурных администраторов и дежурных учителей, ведется видеонаблюдение для наружного и внутреннего мониторинга, организована круглосуточная охрана образовательной организации сотрудниками ЧОП, действуют пожарная сигнализация и средства, которые необходимы для технической защиты здания.
Данная система безопасности позволяет сохранять жизнь и здоровье детей в образовательной среде, особенное значение это имеет для наиболее уязвимой группы детей - для детей с органиченными возможностями здоровья и детей с инвалидностью.
Сегодня на уровне закона дети с особыми образовательными потребностями обладают равными правами для получения качественного образования. Инклюзивное образование позволяет ребенку обучаться по индивидуальному образовательному маршруту (с учетом психофизических особенностей обучающихся) в среде нормативно развивающихся сверстников.
Создание безопасной и доступной среды - необходимое условие для сохранения здоровья и эмоционального благополучия обучающихся с ОВЗ и инвалидностью. Ученики данной категории в большей степени нуждаются в направляющей помощи взрослого в организации и реализации учебной деятельности, в передвижениях по зданию. Это обусловлено разными причинами - нарушениями в моторной сфере, слабой концентрацией внимания, несформированностью произвольной регуляции поведения, слабым процессом анализа окружающей действительности, слабой адаптацией к изменяющимся условиям и стрессовым ситуациям.
Помощь ребятам с особенностями в развитии в организации всех видов деятельности оказывают как педагогические сотрудники, так и одноклассники. Учителя и специалисты особое внимание уделяют формированию у обучающегося с ОВЗ и инвалидностью навыков социального взаимодействия, произвольности действий на уроке и на перемене, социально-бытовых навыков в различных ситуациях школьной жизни. Это комплексная работа всех участников образовательного процесса. Очень отрадно, что нормативно развивающиеся одноклассники с радостью и желанием помогают ребенку с ОВЗ справляться с трудностями и приобретать положительный жизненный опыт на уроках и на внеклассных мероприятиях.
Параллельно с обеспечением безопасности жизни и здоровья детей с особыми образовательными потребностями решается задача обеспечения доступного и качественного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и/или инвалидностью. Создание специальных условий обучения и воспитания для ребенка с особенностями в развитии основывается на заключениях ЦПМПК и ИПРА (при наличии). Обучение проходит по адаптированным образовательным программам с использованием специальных методов обучения, специальных учебно-методических комплексов, а также с применением информационно-технических средств и здоровьесберегающих технологий в образовательной деятельности и коррекционно-образовательной работе со специалистами.
Сочетание системы безопасности и доступной среды обучения позволяет ребенку с ОВЗ беспрепятственно корректировать отставание в развитии, наращивать личностный и познавательный потенциал и сохранять стабильное психологическое здоровье. Также важно, что снижается риск травматизма. Безусловно, необходимо постоянно усовершенствовать систему безопасности в школе и доступную среду обучения, выбирать эффективные средства развития и регуляции контроля в данном направлении.

Ольга НОВИКОВА,
методист по инклюзивному образованию школы №760 имени А.П.Маресьева;
Елена ЛУКОВСКАЯ,
заместитель директора по содержанию образования школы №760 имени А.П.Маресьева