То есть в качестве главной цели обучения ставится не освоение некоторого определенного объема информации, а прежде всего деятельностное развитие каждого обучающегося с использованием разнообразных ресурсов, предоставляемых городом.
Модель выпускника, являющаяся центральным ориентиром деятельности школы №1537, традиционно включает в себя широкий набор IT-компетенций и личностных качеств, в числе которых умение безопасно и эффективно работать с получаемой из разных источников информацией. В последние годы этот акцент в сложившейся образовательной среде школы был усилен благодаря активному участию в городских проектах «Школа новых технологий», «Инженерный класс в московской школе», «ИТ-класс в московской школе» и «Профессиональное обучение без границ».
Помимо соответствующих образовательных и организационных мероприятий в школе №1537 большая работа ведется по технологической поддержке информационной безопасности, в частности, для каждого ученика и сотрудника в школьной сети созданы персональные учетные записи с выделенным пространством на сетевом ресурсе («облаке») под хранение пользовательской информации. Это позволяет четко персонализировать хранимую информацию и настройки пользовательского интерфейса с возможностью предоставления доступа с любого школьного компьютера к своему «рабочему месту» и своим «облачным» ресурсам. Внедрение такой технологии позволило минимизировать случаи массового распространения компьютерных вирусов, проникновения в чужие аккаунты электронной почты и социальных сетей, сократило утечку личных данных.
В урочной и внеурочной деятельности в целях повышения максимальной осведомленности обучающихся о мерах безопасности при работе в информационных системах и сетях во всех параллелях регулярно на практических примерах разбираются конкретные ситуации соответствующих рисков и меры по их предотвращению, а также воспитывается ответственность за безопасное использование компьютеров коллективного пользования. Учителя стараются, чтобы такие занятия не превращались в скучные и излишне формальные, в том числе для этого привлекаются ресурсы, размещенные в МЭШ и на специализированных сайтах.
Несколько лет назад школа №1537 одной из первых апробировала разработанный при поддержке ШНТ курс «Безопасный Интернет», ежегодно широко проводятся организуемые представителями ведущих IT-компаний урок «цифры и день IT-знаний. Интересный опыт был получен в рамках участия в проекте «Дети учат взрослых», когда ребята самостоятельно снимали и монтировали видеоролики, ориентированные на ликвидацию цифровой неграмотности своих родителей, бабушек и дедушек, через создание таких материалов в числе прочего они и сами приходят к осознанному пониманию многих правил и требований информационной безопасности.
Изюминкой школы №1537 является и не первый год реализуемый внутришкольный проект «Новое поколение - о новых технологиях», когда лучшие выпускники разных лет (а ныне - студенты, магистранты, аспиранты и молодые специалисты, успешно работающие в IT-сфере) приходят в свою альма-матер и в формате семинаров и практико-ориентированных мастер-классов встречаются с группами старшеклас­сников, чтобы поделиться свежей информацией о трендах и новинках IT-индустрии, а также современных средствах и методах обеспечения информационной безопасности.
Примером серьезной практико-ориентированной формы подготовки будущих специалистов в области компьютерной безопасности, успешно реализуемой школой №1537, являются проводимые на ее базе соревнования в формате CTF (Capture The Flag, в текущем году - этапы «Кибертона» Московского технологического марафона), которые через командное решение реальных практических задач криптографии, стеганографии, программирования и форензики позволяют в увлекательной квестовой форме осваивать сложные методы защиты информации и компьютерных систем. Группа нынешних 11‑классников за четыре года участия в движении CTF к настоящему времени достигла значимых результатов, регулярно занимая призовые места на межвузовских соревнованиях.
В контексте информационной безопасности сегодня все более актуальной становится задача формирования информационной культуры, культуры работы с информацией. Эффективное решение этой задачи возможно лишь в процессе какой-либо конкретной осмысленной деятельности, которая позволит сформировать умения ориентироваться в современной насыщенной информационной среде, развить критический взгляд на получаемую информацию и воспитать навыки самостоятельного критического мышления (в том числе через проектно-исследовательскую деятельность и последовательную групповую работу обучающихся).

Михаил МИНЧЕНКО,
учитель информатики, куратор инновационно-технологического центра школы №1537, кандидат экономических наук