Современный мир стремительно меняется, и эти изменения отражаются в первую очередь на системе образования. Первая ступень, где у ребенка закладываются ключевые навыки и умения, необходимые и значимые для успешности в будущем, - это дошкольное образование. Согласно положениям стандарта насыщенная, вариативная, трансформируемая, а главное - безопасная среда нужна сегодня современным детям.
В проект Департамента образования и науки города Москвы «Развивающее, трансформируемое пространство ребенка-дошкольника» школа №1499 включилась в 2018 году, и на сегодняшний день переоборудовано 8 групп. Теперь наши воспитанники могут выбирать, чем им хотелось бы заниматься. Удобно расположившись на подиуме, малыши с удовольствием строят города из конструктора, рядом девочки «лечат» кукол, а кто-то зарисовывает свежие впечатления от услышанной сказки. Все это стало возможным благодаря появившемуся свободному и гибкому перемещению ребенка по пространству группы.
Все модули легко перестраиваются по желанию детей в зависимости от игровых ситуаций или от образовательных задач, которые ставит перед собой педагог. Мебель изготовлена из легкого и экологичного материала, она надежна и безопасна в использовании. Ее не надо крепить, а передвинуть может даже ребенок, потому что мебель оснащена колесиками для удобства перемещения. Отказ от привычных шкафчиков в раздевалках дает возможность просушивать вещи гораздо лучше и предупредить мелкие травмы из-за отсутствия дверок. Спальня, которая раньше использовалась только во время тихого часа, превратилась в еще одно функциональное пространство для развивающих занятий и игр.
Говоря о безопасности, нельзя забывать еще об одном из требований в отношении образовательной среды - психологической безопасности. Важнейшая составляющая полноценного развития ребенка возможна только в определенных условиях. С одной стороны, насыщенная среда может оказать благоприятное воздействие, стимулируя активность, самоизменения ребенка и творческий характер его деятельности, а с другой - может вызывать напряженность, тревогу, дестабилизировать эмоциональное состояние ребенка и препятствовать реализации его интеллектуального и личностного потенциала. Следовательно, насыщенность образовательной среды может играть как стимулирующую, так и ограничивающую и даже сдерживающую развитие роль. У нас организована такая среда, которая стала одновременно развивающей, психотерапевтической и психокоррекционной, а для педагогов дала импульс к развитию профессионального потенциала. У детей есть возможность отдохнуть от шума и побыть одному в уголке уединения, ведь спальня, которая раньше использовалась только во время тихого часа, превратилась в еще одно функциональное пространство. Передвинуть игровые модули по своему замыслу может каждый ребенок самостоятельно, а в раздевалке появилось много свободного пространства, и дети не мешают друг другу переодеваться. Все это дало возможность превратить пространство дошкольных групп в единую образовательную систему, а пребывание ребенка сделать увлекательным и безопасным.
Родители, чьи дети посещают переоборудованные группы, начали отмечать, что ребята стали более самостоятельными, творчески активными, научились самостоятельно планировать свои действия и достигать желаемых результатов. Взаимодействие детей с предметно-пространственным окружением повлияло на их эмоциональное благополучие.
Не бойтесь того, что кажется вам сложным, возможно, это и станет самым эффективным решением!

Екатерина КРЫКОВА,
старший воспитатель школы №1499