Колледж - это определенная модель социума, внутри которой взаимодействуют очень разные по возрасту, характеру, стилю поведения, общественному положению люди. Каждый представитель образовательной среды имеет и упорно отстаивает в спорах собственное мировоззрение, мотивирующее его действия. Одни из участников образовательных отношений успешно взаимодействуют, другие вступают в конфронтацию. Конфликты в студенческой среде неизбежны. В них бывают вовлечены педагоги, обучающиеся и их родители. И очень важно научиться выходить из конфликтов с наименьшими потерями для всех сторон. Поэтому один из способов нормализации межличностных отношений в огромном студенческом коллективе - создание службы медиации.
Как же устроена служба медиации в Московском издательско-полиграфическом колледже имени Ивана Федорова?
Орган студенческого само­управления (студенческий совет) играет важную роль в процессе предупреждения конфликтов в нашем колледже. В структуру совета входит несколько секторов: учебный, спортивный, культмассовый, социально-бытовой и правовой. В состав каждого сектора, в том числе правового, включены председатель, заместитель и участники. Все ребята - ответственные, организованные и активные студенты колледжа. Часто для решения проблемных вопросов, разобраться с которыми двум сторонам конфликта самостоятельно никак невозможно, на помощь приходит третья сторона - нейтральное лицо - посредник, или медиатор (от лат. mediatio - «посредничество»). Выслушав по очереди каждого из участников конфликта, медиатор выносит свое решение, которое является беспристрастным и основывается на аргументах. Медиатор не навязывает конфликтующим свое мнение, не подталкивает ни к какому решению. Он старается моделировать беседу, удерживать участников спора в определенных границах, не позволяя им оскорблять друг друга и уходить в сторону от обсуждения конкретной проблемы.
Применение технологий медиации (примирения) способствует альтернативному урегулированию спорных вопросов. Суть процесса медиации в рамках деятельности правового сектора нашего студенческого совета заключается в том, что спорщики сами должны прийти к оптимальному решению, которое в равной степени устроит обе стороны.
Существование органов медиации в нашей стране закреплено Федеральным законом от 27 июля 2010 года №193‑ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)». Создание в образовательном учреждении службы медиации регламентируется не только законом о медиации, но и письмом Министерства образования и науки РФ от 18 ноября 2013 года №ВК-844/07 «О направлении методических рекомендаций по организации служб школьной медиации».
Примерный алгоритм работы сектора примирения по каждому из конфликтов:
- регистрация обращения в сектор примирения. Конфликтующие стороны или свидетели конфликта могут лично или через актив учебной группы обратиться к куратору правового сектора, педагогу-психологу;
- организация встречи сторон;
- проведение процедуры медиации (примирения);
- повторная встреча спустя 3‑4 недели для отслеживания динамики в процессе примирения сторон;
- анализ работы правового сектора по каждому медиативному случаю и предоставление устного отчета о проведении процедуры примирения на запланированном заседании студенческого совета.
Главная задача специалиста-психолога - донести до юных миротворцев, что цель медиации заключается в поиске выхода из ситуации, а не в поиске виноватых.
Пока, конечно, наши студенты работают под присмотром взрослого педагога-психолога. Но позже, когда ребята начнут безукоризненно справляться со своими медиативными обязанностями, можно будет доверить им самостоятельное проведение процедуры медиации между обучающимися. Если же в конфликте участвует взрослый человек (преподаватель или родитель), то разбор такой ситуации проводится обязательно с участием взрослого специалиста.
Медиативные технологии в большинстве случаев помогают выходить из конфликтных ситуаций и разрешать спорные вопросы к обоюдному удовольствию сторон и, таким образом, участвуют в создании комфортной образовательной среды нашего колледжа.

Татьяна ТАТАРЕНКОВА,
директор Московского издательско-полиграфического колледжа имени Ивана Федорова;
Елена БОРИСОВА,
старший методист Московского издательско-полиграфического колледжа имени Ивана Федорова;
Ксения ОВСЯННИКОВА,
педагог-психолог Московского издательско-полиграфического колледжа имени Ивана Федорова