С интеграцией высокоскоростного, в том числе мобильного, Интернета в учебную деятельность, повсеместная доступность и открытость дают возможность непрерывно использовать его в качестве средства для интенсификации процесса обучения. Существует много способов, как разнообразить образовательный процесс с элементами интернет-ресурсов. Одним из них являются массовые открытые онлайн-курсы (МООC).
Существует несколько трактовок этого понятия, одна из которых звучит следующим образом: «Аббревиатура MOOC состоит из четырех отдельных терминов:
1. Massive («массовый»): данная форма интернет-обучения предполагает большое количество обучающихся, не ограниченных фактическим местоположением.
2. Open («открытый»): онлайн-обучение бесплатно для всех желающих.
3. On-line («онлайн»): курсы дистанционного обучения проводятся с использованием средств онлайн-связи. Все материалы находятся в электронном виде в свободном доступе.
4. Course («курс»): структурированная и упорядоченная подача информации с определенными целями, правилами работы и временными ограничениями, которые тем не менее могут изменяться для каждого отдельного участника».
На данный момент существует множество платформ, которые реализуют концепцию МООC. Наиболее популярными в русскоязычном сегменте сети Интернет являются openedu.ru, Лекториум, Универсариум. В использовании МООС в учебном процессе образовательной организации есть ряд трудностей. Первой из них является ориентация курсов для студентов высших учебных заведений. Тематика таких курсов определяется исходя из запросов программ обучения в вузах. Вторая проблема - отсутствие возможности выстраивания траектории индивидуального обучения, а это является необходимым условием реализации образовательных программ для каждого ученика школы. Также не все курсы, размещенные на платформах МООС, бесплатные.
Существенным недостатком большинства МООС является отсутствие непосредственной связи между преподавателем и обучающимся.
Однако преимущества и плюсы МООС перевешивают недостатки и минусы, что дает возможность использовать их в учебной деятельности обучающихся школ, лицеев, гимназий. Особенным пунктом можно отметить вариативное внедрение соответствующих курсов в образовательную деятельность и самоподготовку учеников.
Важной компонентой современной профилизации обучающихся является открытие профильных и предпрофильных классов, а также предуниверсариев.
В гимназии Российского университета транспорта на протяжении последних пяти лет открыты классы по двум направлениям подготовки - технологическому и естественно-научному. В каждом профиле кроме основных общеобразовательных предметов предусмотрены интенсивные спецкурсы, элективы и ряд дисциплин углубленного уровня изучения. Одним из таких спецкурсов является «Введение в нанотехнологии». Особенностью его интеграции в образовательный процесс являются интерактивность и дистанционность. Эта возможность обусловлена использованием курсов образовательной онлайн-платформы «Стемфорд». Уникальность контента состоит в адаптации специализированных курсов по нанотехнологиям для детей школьного возраста, а их интерактивность привлекает внимание большинства обучающихся для эффективного прохождения учебных модулей. Успешное завершение каждого курса - электронный сертификат для портфолио. Сочетание графики, динамического иллюстративного материала и глубокого знаниевого компонента платформы «Стемфорд» - это оптимальный МООС по нанотехнологиям для обучающихся профильных и предпрофильных классов. Любой педагог сможет составить оптимальную образовательную траекторию для изучения своего предмета, курса, модуля и выстроить ее для каждого ученика с учетом его индивидуальных потребностей и особенностей. Преподаватель сможет проводить мониторинг успешности прохождения курсов на платформе «Стемфорд» по каждому ученику и принимать участие в других активностях этого образовательного агрегатора - вебинарах, сетевых проектах и дистанционных экспериментах.
Можно отметить ряд результатов, полученных в STEAM-студии гимназии РУТ (МИИТ) при использовании электронных ресурсов онлайн-платформы «Стемфорд»:
1) повышение уровня знаний в области современных нанотехнологий;
2) системная интеграция школьных предметных областей естественно-научной и технологической направленности в инновационную деятельность обучающихся;
3) формирование исследовательских компетенций у обучающихся в процессе изучения онлайн-курсов;
4) развитие превенций для приобретения начальных профессиональных компетенций;
5) овладение передовыми научными методиками по ряду научных направлений;
6) развитие эффективных приемов работы со специализированной информацией;
7) формирование культуры тайм-менеджмента;
8) повышение уровня качества знаний по учебным дисциплинам (физика, информатика, естествознание, математика, экономика);
9) повышение мотивации у обучающихся к получению высшего образования по профилю.
Цифровизация профильной и предпрофильной подготовки современных школьников - это залог их успешности на других уровнях образования (СПО, ВПО, ВО и ДО), а также раннее знакомство с миром научных достижений и высоких технологий.

Сергей ЕРШОВ,
заведующий кафедрой модернизации образовательного процесса гимназии Российского университета транспорта (МИИТ)