Надо сказать, ворчат они так едва ли не со времен Царского Села, при этом ситуация год от года принципиально не меняется: каждое новое поколение умудряется удивить чем-то своим, так что и подход к нему приходится искать тоже особенный. В этом смысле крайне важно взаимодействие всех трех сторон - детей, родителей и учителей. Необходимо, чтобы родители не считали семью и школу некими противоборствующими сторонами, ведь мы действительно союзники! Более того, нередко бывает, что именно учителям дети доверяют больше, и в сложных ситуациях только они могут помочь в решении конфликтов, традиционно возникающих между «отцами и детьми».
За учебными успехами детей обычно стоит высокая мотивация, которая сможет зародиться, только если и дома, и в школе ребенку предлагается единая тактика. Таким образом, мы приходим к выводу, что детям крайне важно позитивное отношение родителей к школе. Тогда школа становится одновременно и другом, и соратником, и помощником, а это начало пути по формированию той самой мотивации на успех.
Желание самообразовываться - еще одна значительная часть этого пути, в которой родители и школа могут помочь ребенку хотя бы совместным формированием ученического «я хочу» и «я могу». В свою очередь, когда ребенок захочет учиться, его склонность к гуманитарным или точным наукам выйдет на второй план - в конечном итоге ученик все равно будет успешен. И давайте будем честны: успешность в данном случае измеряется не только наградами за олимпиады или аттестатами с отличием - под успешностью можно понимать и то, какими человеческими качествами обладает ученик. Если он добр, отзывчив и порядочен - это ведь тоже успех, согласитесь?
Теперь, когда мы определились с важностью школьно-родительского тандема, можно поговорить и о конкретике: как именно взаимодействовать учителям, родителям и детям? Способов достаточно. Одним из наиболее важных и доступных, пожалуй, стоит считать встречу учителей с родителями для личных бесед. На таких встречах проблемы или ситуации обсуждаются в двустороннем порядке (нередко родители знают своего ребенка одним, а учителя - совсем другим!) и вырабатываются общие линии поведения. Надо сказать, что организовать такую встречу проще простого: контакты учителей и администрации есть у каждого родителя, и школа никогда не отказывает. При желании можно подключить и других специалистов по детскому поведению. Чаще всего родители первоклашек приходят к психологу, когда дети не могут адаптироваться (например, не готовы оторваться от мамы и плачут все уроки напролет). В старшей же школе помощь психолога сложно переоценить в период взросления - случается, что подростки в этот период пытаются самоутвердиться на мамах и папах (в народе это называется «родители не справляются»). Кроме психологов в этой совместной работе активно участвуют и социальные педагоги, которые оказывают помощь многодетным, неполным семьям и семьям, в которых подрастают очень уж крепкие орешки.
Но кроме разговоров и обсуждений есть и более легкие способы объединиться. Так, например, в нашей школе регулярно проводятся праздники и мастер-классы с участием родителей. Очень тепло воспринимаются совместные спортивные мероприятия, походы в театры и музеи, а недавно один из наших классов дружно отправился к Деду Морозу в Великий Устюг - вот что действительно сплачивает на годы вперед!
Трудно переоценить важность доброжелательного сотрудничества, ведь главная цель как учителей, так и родителей - вырастить детей счастливыми и успешными, не так ли?

Юлия СУДАКОВА,
мама ученика школы №1531