Обучать детей, как вести себя в разных ситуациях, создающих угрозу для нормального существования, труда и отдыха, надо систематически, а не эпизодически, от случая к случаю. Правил жизнедеятельности много, заучивать их неинтересно и сложно. После простых нравоучений дети могут уже на следующий день забыть о них, а в нашу задачу это не входит. Поэтому следует прорабатывать подобную информацию так, чтобы детям было интересно. Чтобы понять, что дети уже знают, думают, чувствуют, надо использовать беседы, дискуссии, это позволит избежать передачи уже известных им знаний. В то же время, опираясь на имеющиеся у детей знания и представления, можно выделить направления, по которым необходимо провести обучение и выбрать подходящую методику (беседа, игра, мультфильм, чтение, настольные игры). Данные методики реализуются не только в урочной деятельности, но и через систему классных часов.
Существует несколько видов потенциальной опасности для жизни детей. К ним относятся: дом, огонь и газ, дорога, природа и погода, Интернет и терроризм. Каждое из этих понятий требует постоянной работы и включает цикл бесед, занятий и игр, в которые входят презентации, выходы в город, выходы на экскурсии, а также разыгрывание и театрализация ситуаций.
Одной из основных форм обучения безопасному поведению младших школьников являются игровые формы обучения, так как игра - ведущий вид деятельности детей. Были подобраны игры, заимствованные у ученых, давно занимающихся этой проблемой. Например, игра «Незнакомец».
Перед игрой надо научить детей отвечать отказом на любое обращение к ним незнакомого человека и отвечать: «Я вас не знаю». Для разыгрывания ситуаций детям предлагаются следующие сюжеты, в которых незнакомец просит у ребенка:
- помочь донести что-то до квартиры, гаража;
- помочь найти что-нибудь (например, потерянный ключ);
- помочь показать что-либо (например, где находится торговый центр, аптека).
Незнакомец может сообщить детям, что их зовут родители, а также пригласить к себе домой под каким-либо предлогом; предложить сфотографироваться. В ходе разыгрывания надо предложить ребятам самим придумать просьбы, с которыми, по их мнению, может обратиться к ним незнакомец. Также надо спросить ребят о том, принято ли у них в семье отпрашиваться, если им куда-то захочется пойти, ведь родители всегда должны знать, где они находятся. Далее надо сказать детям о том, что ни один взрослый человек, который действительно заботится о ребенке, никогда не предложит ему нарушить обещание, данное родителям («Мама все знает. Она разрешила», «Мы скоро вернемся, поэтому давай не будем ничего говорить твоей маме»). Никто не должен просить что-либо скрывать от родителей.
Надо учить детей распознавать взрослых, которые в ответ на подарок ничего не ждут от них, кроме спасибо, от тех, кто рассчитывает за свой подарок получить какие-либо услуги. Эти люди, скорее всего, могут попросить детей пойти куда-то с ними - в подъезд, в гараж; могут пригласить к себе домой или показать куда-либо дорогу, будут обещать еще один подарок или угощение, могут отвести в безлюдное место. Правило: никогда ничего не брать у незнакомых взрослых. Если дети забыли о правилах безопасности и приняли приглашение, но вдруг поняли, что их куда-то уводят, то необходимо рассказать о происшествии встречным, закричать или попытаться убежать.
В игровой деятельности у детей формируется алгоритм действий в разных ситуациях и опыт безопасного поведения.
Большим подспорьем в работе является библиотека МЭШ. В ней есть классные часы, приложения, атомики, которые используются для формирования безопасного поведения младших школьников. А кроссворды, тесты и тестовые задания в МЭШ позволяют провести диагностику и скорректировать дальнейшую работу с детьми.

Татьяна КУЗЬМИНА,
учитель начальных классов школы №1236