«Компьютеризация», «информатизация», «интернетизация» - такие понятия уже прочно вошли в систему современного образования. Образование в информационном обществе перестало быть способом усвоения готовых и общепринятых знаний, оно стало способом информационного обмена человека (учителя, учащегося, родителя - если мы говорим о школе) с огромным множеством людей и данных, циркулирующих в информационных электронных сетях. IT-технологии заняли определенное место в образовательном процессе, выступая фактором повышения его эффективности и модернизации. С изменением целей обучения, его направленностью на развитие творческой активности школьников возрастает роль самостоятельной деятельности учащихся с использованием ресурсов Интернета.
Как уберечь себя от случайного или преднамеренного вмешательства во всевозможные базы данных, что может стать причиной потери информации или ее несанкционированного (удаленного) изменения? Как воспитать у учеников новую культуру глобальных мобильных технологий и коммуникаций и научить ребенка не стать при этом жертвой компьютерных мошенников?

Возможные опасности
Контентные риски - специфические материалы (тексты, картинки, аудио-, видеофайлы, ссылки на сторонние ресурсы), содержащие насилие, агрессию, эротику и порнографию, нецензурную лексику, информацию, разжигающую расовую ненависть, пропаганду анорексии и булимии, суицида, азартных игр, наркотических веществ и целенаправленно изменяющие психофизиологическое состояние детей и подростков.
Коммуникационные риски - информация манипулятивного характера (через различные чаты, онлайн-мессенджеры, социальные сети, сайты знакомств, форумы, блоги), дезориентирующая школьников, ограничивающая их возможности в условиях слабой правовой образованности и в силу возрастных особенностей несовершеннолетних.
Электронные риски - хищение персональной информации, вирусная атака, онлайн-мошенничество, спам-атака, вредоносное программное обеспечение, использующее широкий спектр методов для распространения и проникновения в компьютеры не только через компакт-диски или другие носители, но и через электронную почту посредством спама или скачанных из Интернета файлов.
Человеческие риски - сотрудники, имеющие доступ к информации и нарушающие информационную безопасность через онлайн-покупки с рабочих компьютеров, самостоятельную установку различных приложений, отправку конфиденциальной информации третьим лицам. Надеемся, что в вашей организации этих рисков нет.

Основы информационной безопасности
Организационно-технические ресурсы - организация дифференцированного доступа лиц к персональной информации, к административным ресурсам, систематическая смена паролей, установка программ-фильтров на школьные компьютеры, специализированные антивирусные программы, помогающие контролировать, хранить и защищать информацию, а также системы фильтрации корпоративной электронной почты, защищающие сотрудников от нежелательной или подозрительной корреспонденции.
Организационно-правовые ресурсы - нормативно-законодательная база, устанавливающая права доступа к серверной, к корпоративной почте, к администрированию официального сайта, установка лицензированных программных продуктов.
Информационные ресурсы - медиауроки, акции, олимпиады и конкурсы, формирующие у школьников самостоятельность критического мышления (ежегодная акция «Единый урок безопасности в сети Интернет», международный детский онлайн-конкурс «Интернешка» при поддержке Государственной Думы РФ, «Открытые соревнования по информационной безопасности среди обучающихся школ Москвы GoCTF 2019» при поддержке городского проекта «Школа Новых Технологий», экскурсии в ведущие российские IT-компании (Mail, Yandex, Google, «Сколково»). Повышение грамотности родителей по вопросам информационной безопасности через информирование их о способах защиты детей от противоправного контента в образовательной среде школы и дома.
Все это повышает значимость ИКТ-компетентности, информационной культуры самого учителя через работу в городском проекте «Московская электронная школа», прохождение курсов повышения квалификации в области информационных технологий, участие в профессиональных конкурсах, таких как «Новый учитель новой информатики», «Московский учитель», «Учитель года».
В условиях школьного образования обеспечение информационной безопасности можно рассматривать как совокупность деятельности по недопущению вреда сознанию и психике ребенка. При этом процесс обеспечения информационной безопасности основывается на умениях личности учащегося увидеть и нейтрализовать угрозу, исходящую от информационного воздействия. А будет это умение приобретено им стихийно или в педагогически направляемом процессе обучения учащихся - это зависит от нас, взрослых.

Гульнара БАТАЛОВА,
заместитель директора многопрофильной школы №1220