В Арзамасе есть и Музей Гайдара, и улица его имени, и памятник писателю, и несколько зданий с посвященными Гайдару мемориальными табличками. Так получилось, что и я связана с Арзамасом, поэтому память о Гайдаре имеет для меня значение. И дело, конечно, не только в этом. Все мое поколение выросло на его книгах. Мне кажется, мы тогда читали все, что было опубликовано. Первое знакомство произошло еще в садике - нам читали «Чука и Гека», и это было огромное, неизгладимое впечатление! Дальнее путешествие на поезде, а потом на санях, опасности, подстерегавшие маму с мальчиками, ожидавшими отца в далекой, отрезанной от всего мира снегами избушке... При отсутствии собственного опыта романтики дальних странствий книга Гайдара действовала на детскую душу, как волшебный эликсир, она тревожила и будила воображение. Это была первая, но очень глубокая попытка ощутить и постигнуть неизмеримость земного пространства!
Помню, каким потрясением была для меня, третьеклассницы, повесть «Тимур и его команда» - одна из главных книг, сильно повлиявших на становление моей личности. Это я поняла позже, конечно, как и то, что Гайдар в этой повести, ни разу не упомянув о Боге, показал всю красоту истинных христианских ценностей - действенной (а не на словах) любви к ближнему, тайной милостыни, скромности, нестяжания и бескорыстия. Словом, я искренне благодарна Гайдару за многие незабываемые моменты, которые я пережила благодаря чтению его книг. Если бы их не было, я бы наверняка выросла другим человеком. Лучше или хуже, трудно сказать, но точно другим.
Когда 22 января у меня выпадают уроки, я обязательно рассказываю своим ученикам о Гайдаре, о его детстве и юности, о гибели во время Великой Отечественной войны. Обычно в этот день мы вспоминаем его книги, которые дети читают, как правило, в начальной школе... В этом году я работаю в новой для себя школе, перешла в которую по семейным обстоятельствам. И как же грустно мне было узнать, что нынешние семи- и восьмиклассники почти ничего из наследия Гайдара не читали! Очень мало кто смог пересказать сюжет и вспомнить героев даже очень известных его произведений, прежде включавшихся в школьную программу начальной школы и пятого класса. Но если семи- и восьмиклассники в большинстве своем все-таки знают содержание «Тимура и его команды», пусть в самых общих чертах, то шестиклассники не знают абсолютно ничего. И фамилию Гайдара они не слышали. Лишь один мальчик из шестого класса вспомнил, что бабушка ему однажды начинала читать эту повесть, но ему было неинтересно, и он не дослушал.
Конечно, я все понимаю. Реалии за десятилетия сменились, и очень много в книгах советского времени сегодняшним детям нужно объяснять. Но объяснить это, на мой взгляд, совсем не сложно. Не сложнее, чем обычаи и традиции казачества времен «Тараса Бульбы» современным семиклас­сникам.
Мне искренне жаль, что программа начальной школы отказывается от таких прекрасных книг, что ее авторы и разработчики заменяют испытанную временем детскую классику совершенно проходными и ничего не дающими детской душе произведениями.

Татьяна ГРАЧЕВА, учитель литературы, Нижегородская область