В 2011 году в связи с наблюдающимся ростом проявлений насилия в отношении педагогов при отсутствии в законодательстве и на практике инструментов мирного урегулирования конфликтов профсоюз провел первую международную конференцию «Нет насилию в образовательной среде!». На конференции, в частности, отмечалось, что учитель социально незащищен (в вопросах нормативно-правового регулирования отношений субъектов образовательного процесса), что переориентация образования из общественного блага в разряд образовательных услуг не могла не понизить статус педагога. Подобные обсуждения прошли также в каждом субъекте Российской Федерации. В итоге по предложению профсоюза в Законе «Об образовании в Российской Федерации» появилось понятие «конфликтная комиссия».
В целях обсуждения конкретных мер по профилактике возникновения и распространения физического и психологического насилия в отношении педагогических работников в апреле 2018 года прошла вторая конференция «Насилие в образовательной среде. Причины, тенденции обострения, поиск решений». В конференции приняли участие представители власти, родительской и ученической общественности, общественных организаций, органов управления образованием, Министерства внутренних дел; ученые, психологи, педагоги, руководители образовательных организаций, средства массовой информации.
В июне 2018 года Общероссийский профсоюз образования подготовил и направил в региональные (межрегиональные) организации рекомендации по повышению эффективности представительства законных социально-трудовых прав и профессиональных интересов педагогических работников в комиссиях организаций, осуществляющих образовательную деятельность, по урегулированию споров между участниками образовательных отношений.
В ноябре 2019 года в субъекты Российской Федерации направлено совместное письмо Минпросвещения России и Общероссийского профсоюза образования «О примерном положении о комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений».
Но сегодня этого недостаточно, нужны дальнейшие шаги, практические инструменты и законодательные инициативы, способные гарантировать защиту прав педагогов при исполнении ими своих обязанностей. Тем более, как свидетельствуют результаты независимого исследования 2019 года, с проявлениями агрессии к учителям со стороны учеников столкнулись почти 22% респондентов, то есть каждый пятый опрошенный педагог.
Со своей стороны профсоюз продолжает работу по оказанию методической и консультативной помощи педагогам. Например, в апреле 2019 года на пресс-конференции в информационном агентстве России «ТАСС» подписано соглашение о сотрудничестве между Общероссийским профсоюзом образования и Федеральным научно-методическим центром в области психологии и педагогики толерантности по реализации антибуллинговой программы «Каждый важен». Программа предназначена для всех участников образовательного процесса - учителей, учеников и их родителей - и должна стать новым этапом противодействия насилию в школьных коллективах. Обучение педагогов по данной программе проводится на всероссийских профсоюзных мероприятиях, таких как Всероссийская школа профсоюза, тренинг-лагерь по подготовке тренеров-лекторов профсоюза.
В настоящее время с целью установления ответственности за проявление неуважительного отношения к педагогическим работникам как к работникам с особым правовым статусом профсоюзом готовятся предложения по внесению изменений в действующее законодательство.
Несомненно, профсоюз поддерживает инициативу педагогической общественности, «Учительской газеты» и Комитета Государственной Думы по образованию и науке о разработке законопроекта о статусе педагога и, учитывая многолетний опыт работы по этой проблеме, готов принять активное участие в его подготовке.

​Галина МЕРКУЛОВА, председатель Общероссийского профсоюза образования

К сведению

Итоги экспресс-опроса педагогических работников по проблеме насилия в образовательной среде, проведенного Общероссийским профсоюзом образования.
Участники - 1584 педагога из 68 регионов Российской Федерации.
Известны ли вам случаи насилия по отношению к педагогическим работникам вашей организации? (Да - 21,7%, нет - 69,9%, затрудняюсь ответить - 8,7%.)
Каковы общие причины насилия со стороны обучающихся? (Влияние СМИ, социальных сетей и компьютерных игр - 76,9%, социально-психологическое неблагополучие семей обучающихся - 73,1%, неорганизованный досуг обучающихся - 31,4%.)
Какое насилие применялось к вам как к педагогическому работнику? (Психологическое - 96,6%, физическое - 5,8%.)
Кто в образовательной организации применял по отношению к вам какое-либо насилие? (Родители обучающихся - 46,3%, администрация - 46%, обучающиеся - 34,9%.)
Обращались ли вы за помощью в компетентные органы в случае применения к вам насилия как к педагогическому работнику? (Нет - 89,5%, да - 10,5%.)
Куда вы обращались в связи с применением к вам насилия, связанного с осуществлением профессиональной деятельности? (В администрацию образовательной организации - 69,6%, в профсоюзный комитет - 26,7%, в правоохранительные органы - 19,3%.)