Юлия БАРТЕНЕВА, учитель географии лицея «Многоуровневый образовательный комплекс №2», Воронеж:
- Чтобы развить у детей интерес к изучению науки, надо прежде всего мотивировать их к изучению в школе соответствующего учебного предмета и его прикладной части. Чем более заинтересованы они будут на самом уроке, почувствуют его нужность и значимость, тем быстрее проснется интерес к изучению науки. Также этому способствуют различные научно-практические конференции учащихся, общение с увлеченными наукой сверстниками. Мы, например, участвовали в конференции, проводимой Воронежским государственным университетом. Большую роль играют экскурсии, причем не только по музеям, но и на действующие предприятия, например на метеостанцию. Ребятам это очень интересно!

Ольга СМИРНОВА, заместитель директора по УВР лицея №40, учитель русского языка и литературы, Петрозаводск:
- В лицее №40 уже с начальной школы каждый ученик получает возможность быть исследователем. Учителя работают в технологии критического мышления, что является одним из условий для развития научного мышления, желания и умения задавать вопросы. В лицее выстроена система работы по обучению исследовательской и проектной деятельности. С 5‑го класса ученики каждый год разрабатывают новую тему, потом представляют свои исследования и проекты в классе. К 10‑му классу, когда знания и накопленный опыт дают возможность для серьезных исследований, ребята пишут работы по предметам выбранного профиля. Часто бывает так, что школьное исследование становится основой для курсовой работы в вузе. Эта система приносит свои результаты, ученики нашего лицея часто побеждают на научно-практических конференциях.

Ирина М., учитель математики, Великий Новгород:
- Об интересе к научным знаниям, я думаю, сейчас мало кто заботится. У педагогов и учеников только одно на уме: экзамены и зависящее от результатов этих экзаменов поступление в колледжи и вузы. Иных ценностей у большинства школьников нет. А мы, учителя, настолько завалены бумажной отчетностью, что очень мало среди нас тех, кто добровольно и бесплатно выходит за рамки натаскивания к экзаменам.

Иван К., учитель физики с четырехлетним стажем, Нижегородская область:
- Помню, что меня самого в школе рассказы о научных открытиях не впечатляли. Я слушал, но со своей жизнью их не соотносил. Что меня действительно мотивировало - опыты, интересные задания. Например, выяснить, от чего зависят величина мыльных пузырей и их прочность, вычислить, до какой степени нужно наточить лезвия коньков, чтобы скольжение было оптимальным, но не повысило число падений, и так далее. Подобные задания могут заинтересовать далеко не всех детей, но настроенных на реальный результат, на практическое применение знаний обязательно заинтересуют.