Любовь ДУХАНИНА, заместитель председателя Комитета Госдумы РФ по образованию и науке, координатор проекта ОНФ «Равные возможности - детям»:
- Необходимость в уточнении санитарных и строительных норм для малокомплектных школ есть. Должен закрепляться смысл нормы, а не ее точное значение в метрах и сантиметрах. Например, на какой высоте должна быть раковина для умывания в детском саду? В российских нормах указаны точные значения в сантиметрах, а в европейских - «на уровне, удобном для ребенка».
Малокомплектным школам очень сложно соответствовать всему объему этих требований. Зачастую невозможность исполнения предписаний различных служб ставит под угрозу само существование такой школы. Поэтому должны быть предусмотрены требования и нормы, не влияющие на снижение требований к безопасности, здоровью и удобству детей.
В 2019 году правительство уже поручило упростить строительство школ и сократить расходы, оптимизировав СанПиНы. Следующий шаг - совершенствование материально-технической базы. Так, нацпроектом «Образование» предполагается создание к 2024 году материальной базы в 16 тысячах школ в сельской местности и малых городах для реализации основных и дополнительных программ.


Татьяна СЕППЯНЕН, представитель Ассоциации сельских школ Карелии, победитель регионального конкурса «Учитель года Карелии»-1995:
- Я во многом согласна. Мы даже предлагали эту меру нашим законодателям в прошлом году на Дне сельской школы. Требования стоит дифференцировать в зависимости от условий. Допустим, полутораметровые заборы по периметру в сельских школах точно надо отменить. Это миллионы рублей, выброшенные на ветер. Каждому отдельному ребенку этот забор не дает никакой защиты, лучше бы на эти деньги кормили детей или поставили фильтры на воду. Кстати, показатели по воде тоже запредельные, поэтому приходится приобретать воду бутилированную, хотя вторую половину дня дети употребляют ту воду, которая есть в поселении. Избыточны и меры пожарной безопасности типа вывода сигнала на пульт пожарной части. При этом ближайшая часть может находиться в двух-трех часах езды до школы. Даже если сигнал поступит, помощь придет несвоевременно. Аналогично внешнее видеонаблюдение в целях антитеррористической защищенности. Иногда кажется, что все эти нормы нужны не для охраны жизни и здоровья детей, а для заработка различным конторам государственного подчинения. И то, что последней каплей при принятии решения о закрытии школы или садика в селе становится необходимость исполнения дорогостоящих и бессмысленных требований надзорных органов, - это абсолютно точно.

Игорь ЗОЛОТОТРУБОВ, директор Русскогвоздёвской школы Рамонского района Воронежской области:
- Если говорить о малокомплектных сельских школах, то, безусловно, в них должны соблюдаться требования СанПиНов, пожарных, МЧС, строительные нормы и так далее. Но все это должно быть в разумных пределах, должен быть какой-то определенный минимум этих требований, который учитывает специфику сельских малокомплектных школ. Дело в том, что за последние годы строительные и другие требования, связанные с пребыванием детей в образовательных организациях, значительно усложнились, иногда до абсурда. И на их выполнение школы обязаны тратить огромные средства, которых нет. Приведу простой пример. По современным требованиям СанПиНов во время летнего отдыха детей в пришкольных лагерях должна быть проведена дезинфекция всей открытой территории, на которой гуляют дети. Это в сельской местности, плюсы которой как раз и заключаются в том, что вокруг многочисленные поля и поляны с травой и деревьями. Причем за дезинфекцию должна отвечать школа. И подобных моментов в требованиях множество! Поэтому пожелание одно: не надо перебарщивать, во всем должен быть здравый смысл. Сегодня строятся новые современные школы, у которых уже в проекте заложено соответствие нынешним требованиям. А старые сельские школы, которым по 40‑60 лет, не всегда могут удовлетворять этим требованиям, зато детям в них хорошо и там созданы элементарные необходимые условия: горячая вода, отопление, работающая столовая, теплые классы и туалеты. Если такую школу закрыть, то и детям, и всему селу будет только хуже. Поэтому, на мой взгляд, для малокомплектных сельских школ можно было бы прописать необходимый минимум требований, который бы соответствовал реальному положению дел.

Алексей П., бывший директор школы, Великий Новгород:
- Некоторое время назад я работал директором сельской школы в Новгородской области. Ушел с этого поста, в частности, из-за вечных проблем с контрольно-надзорными органами. Денег в сельских районах никогда нет. А требования выдвигаются каждый год новые и абсурдные. То ограду вокруг сельской школы непременно надо поставить, непонятно зачем и от кого, если всё и все в деревне на виду. То тревожную кнопку установить, тоже непонятно зачем нужную для маленького школьного здания. То директор едет за свой счет в город закупать противопожарную краску для школы, ломая голову над тем, откуда взять на эту краску деньги.
Практически все требования контрольно-надзорных органов сельская школа должна выполнять за свой счет. При этом никаких денег с родителей на нужды школы мы взять не можем, просто потому что у сельских мам и пап их нет. Если учесть, что не все требования к материальному обустройству сельских школ являются необоснованными, я бы предложил выявить среди них разумные и возложить финансирование для их удовлетворения на федеральный бюджет.

Ольга К., бывший учитель начальной школы, временно безработная, Нижегородская область:
- Очень правильная инициатива! Поддерживаю на все сто процентов. Уже давно пора это сделать - упростить требования. А то мы с этими требованиями теряем не только малокомплектные школы, огромную Россию теряем! Как школа в селе закрывается, так молодые семьи уезжают. Скоро одни старики останутся в провинции. Надо, наоборот, школы строить именно в таких вымирающих местах, набирать туда лучших педагогов, строить небольшие малоэтажные дома и инфраструктуру, и народ непременно вернется. Потому что чистый воздух и природа все больше ценятся. А в мегаполисах ничего, кроме болезней, не найти. Я за возрождение провинции.