Любовь ДУХАНИНА, заместитель председателя Комитета Государственной Думы РФ по образованию и науке, координатор проекта ОНФ «Равные возможности - детям»:
- Утверждать проект стандарта, вызвавший такой объем критических замечаний от ученых и педагогов, было бы неправильно. Неоднозначный отклик в экспертной среде вызвала как первая версия предложенного документа, так и его доработанный вариант. Эксперты ОНФ после анализа проекта ФГОС предложили определить максимальную суточную норму учебной нагрузки для школьников, а также направили обращение в Российскую академию наук с просьбой оценить соответствие предлагаемых стандартов возрастным особенностям школьников. Комиссия РАН по экспертизе ФГОС согласилась с тем, что проект содержит избыточные требования, а неоднозначные трактовки некоторых планируемых результатов могут привести к росту учебной нагрузки. Эта позиция была озвучена нами в Государственной Думе в ходе больших парламентских слушаний и заседания межведомственной отраслевой группы по разработке стратегии развития образования. Также независимую экспертизу провела Российская академия образования. В результате было сделано около 500 замечаний. Эксперты пришли к выводу, что предложенные стандарты требуют существенной доработки и повторного обсуждения.
Многие выдающиеся педагоги считают, что проекты новых ФГОС не ориентированы на будущее. Среди причин такой оценки - отказ от системно-деятельностного подхода в качестве методологической базы, жесткая привязка предметных результатов к годам обучения, утяжеление содержания. Стандарт должен быть реальным ориентиром, зада­ющим для школы качественно новую планку и открывающим самые широкие возможности для всех. Только так российская школа может оказаться в числе лучших в мире.

Юрий ЗИНЧЕНКО, президент Российской академии образования, доктор психологических наук, профессор:
- В Федеральном законе от 29.12.2012 №273‑ФЗ «Об образова­нии в Российской Федерации» обозначены общедоступность и бесплатность образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, которые должны стать ядром эффективного обучения, воспитания и социализации подрастающего поколения.
Внедрение цифровых технологий во все сферы жизни общества ставит перед нами задачу создания таких образовательных стандартов, которые способны ответить на вызовы и риски цифрового мира. Игнорирование мировых реалий и тенденций, когда ребенок уже с дошкольного возраста является активным пользователем гаджетов, может привести к бесконтрольным негативным воздействиям как на психическое развитие детей, так и на их академическую успешность. Уже сейчас мы сталкиваемся со снижением учебной мотивации школьников, диффузией профессиональной идентичности учителей, теснотой классно-урочной системы и появлением новых форм асоциального поведения в Интернете. Мы должны пересмотреть набор тех компетенций, которые позволят школьникам успешно развиваться в цифровом пространстве, безопасно использовать его и при этом уметь им управлять. Стандарт сегодня - это документ, который должен обеспечить качество образования не на год и даже не на 10 лет, а быть гибкой динамической системой управления и реализации образования в условиях быстрых изменений и ускоренной цифровизации. Для этого нам необходимо понять, кто такой современный ребенок, какие потребности и возможности определяют его успешное развитие, как обеспечить эффективное использование цифровых технологий в образовании и создать безопасную образовательную среду для каждого ребенка. Именно поэтому Российская академия образования уже в 2019 году запустила федеральный исследовательский лонгитюдный проект «Растем с Россией», результатом которого станет комплексный портрет современного ребенка. Пилотным регионом проекта стала Ленинградская область. 18 тысяч школьников с 1‑го по 11‑й класс приняли участие в исследовании когнитивной, мотивационно-волевой, эмоциональной сфер и факторов, которые оказывают влияние на академическую успешность обучающихся в условиях цифрового образования. В ближайшее время проект «Растем с Россией» запустится в Республике Саха (Якутия), Омской и Свердловской областях, Алтайском крае. Проведение таких популяционных лонгитюдных исследований и будет надежной основой для принятия управленческих решений в сфере образования, выполнения национальных целей и стратегических задач, обозначенных Президентом РФ.
На наш взгляд, федеральные государственные образовательные стандарты должны быть не только документом, который помогает органам исполнительной власти оценивать и контролировать качество образования, но и инструментом развития для учителей, родительского сообщества и самих обучающихся в цифровом мире. Под инструментом развития мы понимаем в первую очередь доступность, гибкость и открытость стандартов для всех участников образовательного процесса в понимании целей и механизмов образования.
Федеральный государственный образовательный стандарт может и должен быть надежным помощником для учителя в развитии у обучающихся главной компетенции - умения учиться. Стандарт - это источник уверенности и понимания для родителей в вопросах, на которые часто у них нет ответов: чему учат современного ребенка и как он сможет использовать получаемые знания в будущем. Стандарт, который согласован с возрастными и индивидуальными особенностями обучающихся, позволит родителям быть помощниками в развитии ребенка, а не заложниками жестких требований школьного обучения. Мы должны помнить, что развитие эффективно тогда, когда обучающийся становится субъектом образования и может с помощью стандарта оценивать собственный уровень знаний. Все это говорит о том, что федеральные государственные образовательные стандарты должны быть предметом общественного договора между всеми участниками образовательного процесса, необходимо обеспечить доступность, понятность и объективность этого документа.
Достижение этих целей возможно в том случае, если мы сосредоточимся на наиболее важных задачах - целеполагание федеральных государственных образовательных стандартов и образовательные мишени, которые позволят повысить эффективность обучения и приумножить достоинства российского образования на цифровой мировой арене.
Российская академия образования как главная экспертная площадка в области наук об образовании готова оказать содействие в разработке развивающих федеральных государственных образовательных стандартов по следующим направлениям:
1. Разработка методологической базы стандартов на основе популяционных исследований современного детства и цифрового общества.
2. Разработка единых, понятных учителям, родителям и органам управления образованием механизмов реализации целей, заложенных в стандарты.
3. Разработка тезауруса, обеспечивающего единообразие понятийного аппарата, используемого в стандартах.
4. Разработка гибкой системы реализации стандартов в условиях динамических изменений в обществе и в соответствии с региональной и возрастно-психологической специ­фикой обучающихся.

Наталия КУКУШКИНА, председатель Профсоюза работников образования Череповца, Вологодская область:
- Новость о том, что новый министр просвещения решил взять паузу в принятии новых ФГОС, меня порадовала. Педагоги устали жить в состоянии постоянных экспериментов. Строительство любого дома начинают с возведения фундамента. А в случае с введением ФГОС дом начали строить с крыши, не подготовив материальную базу учреждений, не обеспечив должное методическое сопровождение, не обеспечив возможность педагогов работать на норму труда. А главное - без учета мнений самих педагогов-практиков. Потому ФГОС в том виде, в котором действуют, и еще больше в том виде, в котором предлагаются, большинством педагогов воспринимаются отрицательно.
И очень хочется верить в то, что пауза берется новым министром для того, чтобы наконец-то повернуться лицом к педагогическому сообществу. Может, Сергей Сергеевич нас всех по-хорошему удивит?

Лариса КЛИМОВА, учитель русского языка и литературы, заместитель директора Гимназии имени Андрея Платонова, Воронеж:
- Думаю, что действительно лучшим выходом на сегодня будет анализ ситуации. Надо внимательно посмотреть, что происходит с уже имеющимися стандартами, вопросов много, потому что и так есть немало изменений, над которыми надо подумать. Необходимо время для анализа, и, вполне возможно, нужно более широкое обсуждение в том числе и с педагогической общественностью.

Маргарита ЛИХАЧЕВА, заслуженный учитель РФ, учитель русского языка и литературы школы №14, Великий Новгород:
- Отношусь к этой новости положительно. Я сорок лет преподаю в школе и могу сказать, что самое высокое качество образования было в Советском Союзе. Хочется призвать всех: не нужно изобретать велосипед! Необходимо вернуть старую систему обучения с опорой на советские учебники. Ныне действующие программы сплошь непродуманны, так же как и учебная литература. По моим наблюдениям, в учебниках по русскому языку, выпущенных по новым стандартам, встречается масса ошибок.