Так, например, в первый день работы форума внимание общественности и СМИ было привлечено отнюдь не к обсуждению присутствовавших спикеров и их слов, ибо параллельно вся страна слушала ежегодное Послание Президента РФ Федеральному Собранию, которое, как известно, изобиловало множеством волнительных инфоповодов. А затем последовала отставка Правительства РФ, и тут также было довольно сложно противопоставить что-либо более сенсационное. К сожалению, ни самого президента, ни премьер-министра в этом году на Гайдаровском форуме не было, хотя их можно понять. В конце концов если уж они впервые за 30 лет существования конкурса «Учитель года России» в нарушение традиций не смогли встретиться с его победителями, значит, времена меняются и есть дела поважнее. Но, стало быть, нужно принять это как данность.
Несмотря ни на что, форум изобиловал интересными выступлениями и обсуждаемыми темами. Одна из сессий под названием «Доверие как фактор и инструмент экономического развития» собрала огромное количество гостей, среди которых было множество представителей прессы и иностранных делегатов. Людей было так много, что их сначала долго не хотели пускать в зал, а потом не хотели выпускать, закрыв двери на ключ (очевидно, проверяя, насколько они доверяют организаторам).
Один из выступавших - председатель Счетной палаты РФ Алексей Кудрин - привел данные исследования французских ученых, согласно которым внутренний валовой продукт на душу населения тесно связан с уровнем доверия в обществе. Оказалось, что доверие к институтам власти во всем мире в целом выросло, а у нас упало по ряду параметров (доверие к власти, НКО, СМИ, судам, бизнесу и т. д.). И из 26 стран мы находимся на последнем месте. Несмотря на это, ВВП у нас все-таки растет, но, подчеркнул Кудрин, если бы в нашем обществе уровень доверия людей друг к другу был таким же, как и в Швеции, которая вместе с Данией возглавляет рейтинг стран по этому показателю, мы смогли бы увеличить наш ВВП чуть ли не вдвое.
- И еще один очень важный момент, - добавил Кудрин. - Согласно исследованиям сотрудников Мюнхенского института открытость государства снижает протестную активность и исключает домыслы о том, что правительство втихую кому-то что-то перераспределило. Поэтому открытость - фундаментальное правило воспитания доверия. Если ее нет, не работает вся система. Раз уж договорились, что это приоритет, нужно этим заниматься не факультативно. А у нас даже оценка нацпроектов не приводит к отставкам.
- Многое из того, с чем мы сталкиваемся, можно объяснить генетикой, - сказал декан экономического факультета МГУ Александр Аузан. - Но если тот же интеллект у человека зависит от генетических факторов на 80%, а политические и религиозные факторы на 25%, то доверие заложено в генах лишь на 5‑10%, то есть это качество не врожденное, а приобретенное, его можно и нужно воспитывать. Как это сделать? Есть два подхода: либо, как в Швеции или Германии, сделать ставку на закон и неотвратимость наказания за нарушение доверия, либо, как в Китае и Египте, сосредоточить внимание на том, что доверие - это высшая ценность и нарушить его - значит опозорить род, стать изгоем в обществе. Эстония, долгое время находившаяся в составе СССР, после развала Союза взяла курс на европейские ценности, за 20 лет уровень доверия там вырос вдвое, да и экономические показатели весьма приличные. Значит, если захотеть, можно в сравнительно короткие сроки воспитать целое поколение!
Главное, по мнению Аузана, необходимо, чтобы каждый человек в обществе и власти в первую очередь действовали по принципу «сказано - сделано», то есть чтобы слова не расходились с делами. И, конечно же, нужна сменяемость власти, потому что если у старых руководителей что-либо не получается, нужно пригласить новых - энергичных, со свежими и оригинальными идеями.
На фоне этого выступление президента и председателя правления Сбербанка Германа Грефа было несколько иным по эмоциональной окраске.
- В теории игр существует так называемая дилемма заключенного, согласно которой, если суд обвиняет двоих человек, один может оговорить другого и получить меньший срок, а если ты упорно не признаешься, то рискуешь получить по максимуму, - напомнил он. - Так вот, это математически доказывает, что как раз недоверие - лучшая стратегия поведения. Хотя история человека вроде бы говорит об обратном, прогресс в любом обществе без доверия невозможен. Именно это лежит в основе культурных традиций и ценностей практически всех народов. Но я не поддерживаю своих коллег, которые считают, что поднять ВВП в два раза можно очень просто и быстро - достаточно всего лишь сделать так, чтобы в России доверие было таким же, как и в Швеции. Это абсолютно невозможно, так как не учитывает наш культурный код. Нельзя вот так просто взять и переделать целый народ, на это обычно уходят целые века. Нельзя вырастить дерево из кустарника, нужно знать свою страну. Хотя, безусловно, доверие необходимо развивать на всех уровнях - от межличностных отношений в паре до взаимодействия в трудовом коллективе, корпорации и, конечно же, на государственном уровне.
По словам Германа Грефа, недоверие к органам власти у граждан возникает потому, что чиновники привыкли играть с нулевой суммой, то есть любые реформы и инновации воспринимаются населением как «добавили одному, значит, отнимут у другого, здесь дали - там урежут». На самом же деле, нельзя делать людям добро за чужой (или за их же) счет, надо постоянно расширять пространство возможностей, чтобы каждому нашлись и место, и дело, и достойная оплата.
- А еще я абсолютно уверен, что самый главный человек в правительстве - это министр просвещения, - заявил президент Сбербанка. - Ведь именно он способен повлиять на процесс формирования культурного кода, объединя­ющего народ, нацию. И делать это необходимо, начиная с самого раннего возраста. Но, если люди не доверяют своему руководителю, невозможно развивать отрасль и реализовать хоть какую-то политику.
Алексей Кудрин сразу же добавил, что, по его мнению, министр просвещения является главным только в сильном и богатом государстве, в противном случае на первое место по значимости имеет смысл поставить министра экономики. К тому же, подчеркнул глава Счетной палаты, в последнее время в школах у нас очень много внимания уделяется воспитанию, под которым понимается привитие послушания, с чем он не согласен. А в условиях игры с нулевой суммой перераспределения средств от неэффективных предприятий к эффективным абсолютно логично и справедливо.
Слово дали и приглашенному на форум губернатору Новгородской области Андрею Никитину. Он рассказал, что с самого начала после вступления в должность задался целью повысить уровень доверия к власти, для чего решил сделать ставку на поддержание местных инициатив.
- У нас люди сами решают, что важнее на данный момент - детский сад, дорога или мост, - сообщил губернатор. - Выделенные из бюджета средства они тратят на то, что в данном населенном пункте более всего необходимо. И, конечно же, в процессе строительства осуществляется полноценный общественный контроль, все видят, что деньги идут по назначению, никто их не разворовывает. Открытость - залог доверия. Общие проблемы нужно решать сообща. Для этого мы регулярно приглашаем в образовательные организации представителей бизнеса, работодателей, чтобы они рассказывали учащимся, какие профессии наиболее востребованы, какими компетенциями должен обладать работник. А дети и учителя могут задать вопросы и высказать свои предложения.
В общем, пришли к выводу участники форума, доверие - это дорога с двусторонним движением. Граждане имеют право требовать от своего правительства полной открытости и отчетности, добиваться, чтобы все предвыборные обещания чиновников и депутатов были исполнены в точности, иначе доверия к ним не будет никакого. Но и власть в свою очередь также имеет право требовать от граждан честности и открытости без всякого воровства, теневых доходов и ухода от налогов. Потому что конструкция «сказано - сделано» должна быть принята всем обществом.
А добиться взаимопонимания можно только в ходе общественного диалога и при условии наличия обратной связи, когда власть слышит народ и знает о его реальных проблемах, а народ понимает то, что говорят чиновники, и высказывает свое отношение к этому.
Как можно догадаться, система образования здесь не исключение.

От редакции

Продолжение темы на нашем сайте www.ug.ru.