​Пройдет время, и все, кто был взрослым, когда шла война, умрут. Останетесь только вы, теперешние дети. И может случиться, что новые малыши забудут наше горе, нашу радость, наши слезы. Не давайте им забыть.
Альберт Лиханов, «Последние холода»

Совершенно очевидно, что современные дети знают о войне, уважают память героев, но мне кажется, что для большинства школьников Великая Отечественная война - это уже история, важные исторические факты огромной трагедии и великой Победы, но ставшие далеким прошлым, не касающимся лично каждого. Все меньше и меньше остается тех, кто сражался за светлое будущее нашей Родины на фронте, кто в годы войны трудился в тылу, кто может рассказать о войне как очевидец, поделиться своими личными впечатлениями, чувствами, переживаниями. И сегодняшним школьникам кажется, что это не касается ни их, ни их семей, ведь это было так давно, даже бабушки и дедушки на фронте не воевали, а родители тем более...
И я решила попросить ребят поговорить с родными - прабабушками и прадедушками, бабушками и дедушками, мамами и папами, попросить их вспомнить самое важное, что хранится в памяти семьи, показать награды, письма, материалы семейного архива.
Сначала на мое предложение откликнулись всего несколько человек: подготовили презентации, принесли фотографии, письма. Ребята рассказывали с таким чувством, в их словах было столько неподдельной гордости, что узнать о героях в своей семье захотели и другие дети. Вскоре они стали помогать друг другу, советовать, где можно получить сведения об участниках сражений, героях тыла, если в семье информации мало. В результате собрались материалы для проекта «Я помню, я горжусь», потом для выставочной экспозиции «Путь генерала», посвященной И.В.Мещерякову.
А самое главное, как мне кажется, - дети искренне прочувствовали тему войны, стали говорить о людях, прошедших эту трагедию, со слезами на глазах. Обязательно нужно участвовать в акции «Бессмертный полк», водить детей в музеи, театры и кинозалы, чтобы они широко открыли глаза и души, увидели, почувствовали, ощутили. Через личное участие и заинтересованность по-другому будут формироваться этические нормы, гуманистические ценности, понимание того, что главная ценность - это человеческая жизнь, а ее утрата невосполнима.

Елена КЛИМОВА,
учитель русского языка и литературы школы №1593