Что делать? «Кто владеет информацией, тот владеет миром». Узнав, что у вас в классе будет особенный ребенок, выясните, в чем заключается его особость, что он может, а что вызывает у него трудности.
Для этого надо ознакомиться с документами, которые поступили в образовательное учреждение, - характеристиками, заключениями ЦПМПК, рекомендациями специалистов, которые с ним работали ранее (если таковые имеются), индивидуальной программой реабилитации и абилитации.
Нужны специальные знания? Вполне возможно, что для организации эффективной работы с особым учеником классному руководителю потребуются, например, дополнительные знания по коррекционной педагогике или специальной психологии. Для получения этой информации можно воспользоваться онлайн-платформой «Профессиональные консультации: Навигатор для специалиста» https://gppc.ru/, пройти курсы повышения квалификации.
Важно поговорить с родителями, никто другой не знает так хорошо своего ребенка. К беседе с родителями или лицами, их замещающими, надо подготовиться, составив перечень интересующих вас вопросов, и в беседе четко придерживаться заранее разработанного плана.
При первой встрече уточните, как долго, по мнению родителей, ребенок может заниматься: высидит ли он урок или ему требуется выйти из класса и полежать на ковре, попрыгать на батуте, пробежать пару кругов в спортивном зале. Уточните, чем любит заниматься ребенок в свободное время, каким образом можно отвлечь особого ученика, если наступило утомление. Первая встреча с родителями не должна быть длительной, и, если есть возможность, лучше проводить ее до знакомства с ребенком.
Следующий шаг - знакомство с ребенком. Попросите маму прий­ти в школу после уроков, поговорите с новым учеником. Если вы не имеете опыта общения с особенными детьми, привлеките тьютора, социального педагога или другого члена службы сопровождения к решению этой задачи. Главное - верьте ребенку, он сам вам поможет, особые дети, как правило, открыты ко всему новому и очень чувствуют наше настроение.
Первое знакомство состоялось, уверена, что оно прошло успешно и вы друг другу понравились.
Что делать дальше? Проведите совместный классный час с родителями своего класса. Например, о том, какие на планете живут разные люди.
Предложите и детям, и родителям совместное мероприятие: прожить хоть несколько минут по-особенному - завязав глаза, заткнув уши, не вставая со стула, а другим детям в это время предложить оказать помощь тем, кто стал на время особенным.
И вот тот самый момент: особенный ученик пришел в класс.
1. Не заостряйте на нем все внимание: не стоит строить жизнь класса вокруг него. Он ученик. Особый, но такой же, как все. Не стоит выстраивать взаимоотношения в классе на сострадании. Не позволяйте особенному ребенку жить за счет коллектива, он полноправный его член, дайте всем в классе это почувствовать.
2. Сделайте акцент на сильных сторонах особого ребенка, которые могут привлечь к нему других детей. Может, это способность к музыке, рисованию, спорту или он хороший друг и с ним просто весело проводить время.
3. Школа - команда профессионалов. Если необходимо, классный руководитель может обратиться к специалистам, сопровождающим особенного ребенка, - тьютору, учителю-дефектологу, логопеду, социальному педагогу. Вместе на любой, даже очень непростой, вопрос можно найти правильный ответ.

Наталья ЗЫБАРЕВА,
классный руководитель колледжа градостроительства, транспорта и технологий №41