Почему снижается мотивация?
Однако обо всем по порядку. Уже стало традицией, что съезды учителей-предметников проходят в самом конце года. Так, 2‑й Всероссийский съезд учителей физкультуры прошел на базе МИСИС 11‑12 декабря. По сравнению с первым съездом, который состоялся два года назад, увеличилось количество участников - до 309 и число регионов, в этот раз в Москву приехали учителя физкультуры из 69 субъектов. Впервые в рамках работы съезда прошла пресс-конференция на тему «Перспективы развития учебного предмета «Физическая культура» в общеобразовательных организациях Российской Федерации». На вопросы журналистов и присутствовавших учителей физкультуры отвечали директор Департамента государственной политики в сфере оценки качества общего образования Минпросвещения России Антон Четвертков, директор Федерального центра организационно-методического обеспечения физического воспитания Минпросвещения России Николай Федченко, Светлана Ишмуратова, двукратная олимпийская чемпионка по биатлону, заслуженный мастер спорта России, заместитель начальника по военно-политической работе Министерства обороны Российской Федерации ЦСКА, полковник Вооруженных сил России, а также Елена Разова, председатель Национальной ассоциации учителей физической культуры, заместитель декана по научной работе и доцент кафедры теории и методики физического воспитания и спорта Московского государственного областного университета, Анатолий Матвеев, профессор кафедры теории и методики спортивных дисциплин Института естествознания и спортивных технологий Московского городского педагогического университета.
Учителей, разумеется, интересовала возможность увеличения оплаты труда, поднятия престижа учительской профессии. Они задавали вопросы о том, как повысить мотивацию школьников к занятиям физической культурой и спортом, чему отдать предпочтение - оздоровительному, образовательному или воспитательному направлению, могут ли тренировка в спортивной школе, занятия в секции дополнительного образования заменить урок физической культуры. По мнению участников конференции, урок самоценен, ведь он рассчитан на всех, а тренировки - только на избранных. Примечательно, что Светлана Ишмуратова в своем выступлении отметила огромную роль уроков физкультуры и занятий спортом при подготовке юношей к службе в армии. Участники пресс-конференции попросили СМИ направить свою энергию на пропаганду ценностей физической культуры, спорта и здорового образа жизни среди подрастающего поколения, формирование в печатных изданиях и интернет-пространстве позитивного имиджа учителя физической культуры.

Умение плавать может спасти
жизнь
На съезде говорилось не только о планах, но и о проблемах, касающихся преподавания физкультуры. Все признают, что физкультура - предмет особенный, говорят о его важности для здоровья и гармоничного развития личности ребенка, и в то же время зачастую в старших классах время этого урока активно используется для подготовки к ЕГЭ по математике или русскому языку. Еще одна важная проблема - снижение мотивации учеников к изучению предмета из-за устаревших средств, методов и технологий обучения. Обо всем этом, а также о том, как изменится преподавание физической культуры в свете новых ФГОС, какой должна быть современная система повышения квалификации учителя, шла речь и на пленарном заседании, и на секциях, которые продолжились и на второй день работы съезда.
Так, Николай Федченко отметил важную роль уроков физкультуры в социализации детей.
«У нашего предмета огромный образовательный и воспитательный потенциал, кроме того, он органично интегрируется с другими предметами», - считает Федченко. Также Николай Семенович подчеркнул необходимость создания скоординированной программы повышения квалификации педагогов. Антон Четвертков подчеркнул, что новые ФГОС прошли активное общественное обсуждение, сейчас идет обновление примерных образовательных программ. Также на съезде шла речь о реализации шести модулей по физкультуре: в начальной школе это прежде всего гимнастика, в средней и старшей школе - легкая атлетика, зимние виды спорта. Кроме того, особое внимание должно быть уделено плаванию. Умение плавать для многих - это возможность сохранить жизнь в различных непредвиденных ситуациях.
В перерывах удалось пообщаться с молодыми учителями физкультуры из регионов. Так, оказалось, что у Альберта Ярукова из Тюмени, который работает в школе всего второй год, нагрузка 51 час, впрочем, педагог не жалуется, по его мнению, интерес к предмету зависит от умения педагога заинтересовать детей. На уроках Альберт активно использует дыхательную гимнастику. Александр Коузов из Челябинска считает, что хорошей мотивацией для школьников стали нормы ГТО, благодаря им выпускники могут получить дополнительные баллы при поступлении в вуз. Сам же Александр старается, чтобы его уроки были интересными для ребят, ищет новые формы и методы, делая каждое занятие неповторимым.
Съезд стал федеральной дискуссионной площадкой по обсуждению и реализации стратегических приоритетов национального проекта «Образование», федеральных проектов «Успех каждого ребенка», «Учитель будущего».
У учителей была также возможность ознакомиться с региональным опытом организации работы учителей физической культуры, инновационными подходами к организации урока по физической культуре и внеурочной деятельности, в том числе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
На съезде отметили важность реализации основных приоритетов государственной политики в сфере образования, физической культуры, спорта, ФГОС, ресурсного обеспечения учебного предмета «Физическая культура» на основе взаимодействия различных ведомств в рамках межотраслевой программы развития школьного спорта и межведомственной программы «Плавание для всех».
В то же время участники съезда, подводя итоги, выразили озабоченность из-за снижения мотивации школьников к учебному предмету «Физическая культура». Говорилось и о том, что зачастую вместо трех уроков в школах проводится два, что снижает двигательную активность детей. К сожалению, не всегда слышат мнение учителей физкультуры наверху при экспертной оценке программ, учебников, методик физического воспитания, перечней спортивного инвентаря и оборудования, используемого в образовательной деятельности.
…Теперь в связи с отменой оценок есть опасность, что престиж предмета и мотивация к нему еще более снизятся. Впрочем, все зависит от мастерства учителя. Кроме того, окончательный выбор, ставить оценку или зачет, будет зависеть непосредственно от самой школы.