Гамлетовский вопрос по отношению к стремительной цифровизации жизни сегодня уже не актуален. «Цифра» - данность современного общества, и нынешнее поколение детей, говоря образно, уже родилось с гаджетами в руках. «Учитывая то, какое количество времени каждый день каждый из нас проводит во взаимодействии с техническими устройствами, и то, какой уровень зависимости от технических устройств, можно точно сказать, что мы находимся в новой эпохе - эпохе цифровой трансформации», - говорит Евгений Антонов, сравнивая цифровой мир с огромным лесом, в котором множество тропинок и развилок. Вот по каким цифровым тропинкам бродить, чтобы молодое поколение развивалось, а не становилось заложником Сети, и нужно ли водить их по этому лесу за руку, обсуждали участники круглого стола.
Как все новое, к чему общество оказалось неподготовленным, цифровые технологии собирают сторонников и противников, точнее сказать, множат аргументы как в списке преимуществ, так и в списке негатива. «Исследования еще пятигодичной давности наших британских коллег показали, что с использованием коммуникаторов, с использованием разных цифровых средств общения возросла грамотность письменной речи», - говорит врио директора Психологического института РАО Павел Сергоманов. А заместитель директора школы «Феникс» Дмитрий Поносов вообще убежден, что с использованием цифровых технологий раздвинулись границы возможностей современной школы. При этом психотерапевты предупреждают о снижении эффективности интеллектуальной деятельности. «Когда человек использует гаджет, он переключает себя в режим многозадачности. В режиме многозадачности мозг работает максимально неэффективно. Мы не можем выполнять одновременно две задачи. Мы переключаемся с одной задачи на другую», - предупреждает психотерапевт ГБУЗ «Центр патологии речи и нейрореабилитации» Департамента здравоохранения г. Москвы Иван Орлов, выступая за определенную регуляцию по времени использования гаджетов. Регулятор невозможен, отвечает ему декан факультета социологии РГСУ Дина Танатова, называя «цифру» не врагом нашим, а другом и вообще величайшим достижением, за которым будущее. При этом она обращает внимание на другие обстоятельства. «Меня беспокоит в избыточном использовании гаджетов сужение общения с родителями, со сверстниками. И второе: в силу того что они много сидят, играют, или что-то ищут, или общаются в мессенджерах, в Интернете, у них, конечно, нет движения, нет физической активности, нет воздуха, наконец». «Часто, гуляя в парке, мы видим, как родители дают своим детям телефон или планшет, ведь гораздо легче так занять ребенка в 2, 3, 4 года, нежели начать ему объяснять какие-то вещи, разговаривать с ним, и ребенок не будет плакать, не будет дергать тебя. И вот с этого на самом деле начинаются все опасности», - считает член Молодежного совета Департамента здравоохранения Москвы Григорий Сизов, поднимая вопросы контента и информационной безопасности в Интернете.
И компьютеры, и телефоны всего лишь средства, их нельзя демонизировать, запрещать или поощрять, напоминает ведущий научный сотрудник Психологического института РАО Ирина Улановская: «Ребенок начинает с ним играть и залезать не туда, куда надо, когда у него нет цели, когда он использует само это средство от нечего делать, превращает его в некую самостоятельную ценность. Задача взрослого - поставить такие задачи, где это средство будет адекватным, эффективным, полезным. И все будет классно. Если мы не поставим таких целей, все будет ужасно. Но компьютер здесь ни при чем».
Все эти мнения с разных сторон и разных научных подходов говорят о том, что цифровизация изменяет жизнь всех без исключения детей, от дошкольников до студентов. Очевидно также и то, что современное общество испытывает острую потребность в медиаграмотности. Взрослым нужно научиться не просто пользоваться цифровыми технологиями, а грамотно их применять в воспитании и образовании подрастающего поколения. А детям - критически мыслить, организовывать свое время, ориентироваться в огромном информационном потоке. Такой предмет, как медиаграмотность, по словам Дмитрия Поносова, современной школе нужен был еще вчера. Причем как для учащихся, так и для учителей.
Знаний требуют и сами дети, о чем свидетельствуют результаты онлайн-опроса, ради которых круглый стол и собрали. В нем приняли участие больше 15 тысяч школьников и студентов из 8 федеральных округов России. Так вот, и школьники, и студенты хотели бы, чтобы в образовательный процесс были включены такие предметы, как информатика, программирование, робототехника, киберспорт, информационная безопасность и финансовая грамотность. При этом дети осознают, каких знаний и навыков им сегодня не хватает. 23% школьников интересуются информационной грамотностью и умением работать с информацией. Их также волнует безопасность использования цифровых технологий. 13% школьников задумываются над созданием цифрового контента в различных форматах. И примерно столько же - об авторских правах в этой сфере.
По данным опроса, без цифровых устройств могут обойтись больше недели по 33% школьников и студентов. Некоторые переживут без них пару дней, а вот 13% школьников и 17% студентов лишь пару часов могут прожить без гаджетов. И это, говорит Евгений Антонов, тревожный сигнал. Как и то, что почти половина опрошенных (44-45%) испытают пустоту и скуку, если долго не имеют доступа к цифровым устройствам. При этом 41% школьников и 45% студентов ответили, что с появлением цифровых технологий и устройств их отношения с родителями изменились. Треть опрошенных считают зависимость современной молодежи от гаджетов актуальной проблемой.
При этом все опрошенные (по 42%) уверены, что с цифровыми технологиями можно как развиваться, так и деградировать. Все зависит от того, как их использовать. «Чем содержательнее жизнь, тем лучше все эти средства туда впишутся, и более осмысленно», - подтверждает ответы российских школьников и студентов Ирина Улановская.
Результаты этого опроса станут предметом обсуждения в следующем году в рамках Всероссийского марафона, который будет состоять из вебинаров, конкурсов для учащейся молодежи, а также итогового форума. А возможно, если заинтересованность проявит Министерство просвещения, дадут старт работе над созданием новой школьной дисциплины - «Медиаграмотность».