Конечно, успех участника «Учителя года» зависит не только от него самого, он складывается из многих факторов, в том числе от опыта, который наработали специалисты, готовящие конкурсантов из регионов к всероссийскому состязанию. Методисты из Нижегородского института развития образования давно мечтали о победе, прикладывали массу усилий к тому, чтобы представляющие Нижегородскую область учителя выглядели достойно, и результат не заставил себя ждать: первого за много лет успеха добился Сергей Лебедев, финалист прошлого года. Он тоже молодой учитель, но его педагогический стаж на момент конкурса составлял 8 лет. А тут победа достается учителю, проработавшему всего 3 года, а если говорить о победе на региональном этапе, то даже меньше - два с половиной!
Думаю, на моем месте любой человек, внимательно следящий за конкурсом, усомнился бы в справедливости жюри.
Но, когда я познакомилась и поговорила с Дмитрием лично, мои сомнения развеялись. В свои 25 лет он производит впечатление не просто взрослого, но даже зрелого человека, много размышлявшего о профессии, имеющего и опыт преподавания, и (что редкость чрезвычайная) опыт анализа педагогических побед и поражений. Кроме того, обратил на себя внимание целостный взгляд Дмитрия на сущность сегодняшних процессов в образовании и действенный и конструктивный подход к решению непростых задач.
Комиссарова, как большинство физиков, отличает особый, системный, тип мышления, но дело еще и в другом - в искренней заинтересованности, в неравнодушии к происходящему, в глубине погружения в профессию. Да, по Дмитрию сразу видно, что он не случайно пришел в педагогику, что в образовании он всерьез и надолго. И не удивлюсь, если узнаю через некоторое время, что он создал свою собственную школу, возможно, дистанционную, чтобы воплотить в жизнь свои взгляды, идеи и замыслы.
Уже сейчас Дмитрий делает к этому вполне определенные шаги. Во-первых, он создал канал на Ютьюбе - это видеоуроки и эксперименты для школьников, которые занимаются физикой углубленно. Создавал его для своих учеников, но вскоре обнаружил, что количество посетителей и просмотров давно перевалило школьный уровень, популярность видео с каждым днем продолжает расти. Во-вторых, Дмитрий уже сейчас без отрыва от работы получает второе образование - осваивает тонкости организационного дела в образовании. И хоть учеба требует огромной сосредоточенности, сил и времени, не собирается отступать от намеченного.
Ездить на занятия Дмитрию приходится за много километров от дома, но это еще не все. На самостоятельную работу тоже нужно выделить время. А в школе он ведет две ставки (не от жадности, а в силу производственной необходимости) и ко всем своим урокам считает за правило готовиться серьезно. Сам с себя спрашивает со всей строгостью. И потому что с самого начала задал себе высокую планку, и потому что знает, как нужно вести уроки, чтобы дети понимали и любили физику. Кроме того, он был на всероссийском финале и видел, как работают настоящие профессионалы:
- Для меня самым большим открытием на конкурсе были урок и мастер-класс Павла Красновида. Он на многих произвел неизгладимое впечатление. А потом, уже вернувшись домой и дождавшись, когда уроки всех участников выложат в Сеть, стал с жадностью их смотреть. Это ни с чем не сравнимая школа мастерства. Мне кажется, что если бы все учителя, работающие сегодня в школе, посмотрели хотя бы пятую часть того, что выложено, у нас была бы другая школа. Заметно выросли бы и уровень, и качество образования. Учителя просто не смогли бы уже работать по накатанному шаблону, как привыкли работать много лет. Они бы не уставали от монотонного и неблагодарного труда, потому что ежедневный педагогический поиск дарит человеку драйв и энергию. И точно знаю: ученики, которые видят заинтересованность педагога, по-другому относятся и к предмету, и к учителю. Они заряжаются его энергией.
К слову, в кабинете Дмитрия Комиссарова стоит интерактивное наглядное пособие - велосипед с генератором. Ученики крутят педали и сразу же видят результат. Учитель физики решил направить неуемную энергию подростков в мирное русло - на подзарядку телефонов или освещение класса.
Комиссаров знает, как удивить учеников. В запасе у него, как у заправского иллюзиониста, множество интересных и эффектных опытов. Ученики Дмитрия Николаевича признаются, что часто не знают, что их ждет на уроке. Это может быть путешествие на машине времени в 470 год до нашей эры или эксперимент по изготовлению настоящего мороженого из сливок с помощью жидкого азота. При этом дети не только смотрят, но и нередко сами участвуют в эксперименте. Сами выдвигают гипотезы и делают выводы. Вот лишь один пример: педагог просит класс закрыть глаза, а в это время один из учеников чистит апельсин. Ученики распознают запах цитрусового и делают вывод о том, что молекулы находятся в движении...
Технологии? Да, несомненно. Они много значат, и их можно освоить. Учитель не должен ими пренебрегать, так считает Дмитрий Николаевич, но сразу же делает оговорку: на одних технологиях сегодня не уедешь.
- Да, дети другие, они не станут долго и внимательно слушать учителя, который ничем, кроме мела и тряпки, на уроке не пользуется. Но не стоит технологии ставить во главу угла и тем более делать из них фетиш. Роль учителя - направлять и вдохновлять учеников, создавать для них особое образовательное пространство, ставить перед ними неожиданные задачи. Но для того, чтобы вдохновить и направить, нужно заинтересовать детей самим собой, своей личностью. Без знания предмета, без любви к нему, без уважения к детям интерес не вызвать. Личность учителя важнее технологии, я в этом убежден, - говорит Комиссаров.
Не могу не согласиться с Дмитрием Николаевичем и не порадоваться за него и его учеников - мало к кому так рано приходит понимание сути процесса преподавания. И да, я вынуждена после этого признать, что Комиссаров - самородок.
Но в том, что он решил реализовать свой талант именно в педагогике, мы должны поблагодарить его коллег - учителей школы, в которой он учился и работает, и особенно троих людей: его маму Ирину Васильевну, учителя технологии, учителя физики Любовь Евгеньевну Панину и Геннадия Ивановича Турлаева, физика и первого директора 5‑й школы. Директора, которого знали и уважали все в городе. У него Комиссаров учился не только физике, но и многому другому - ответственности, преданности избранному делу, уважению к коллегам и ученикам. Кажется глубоко символичным, что Комиссаров работает в том же кабинете физики, где когда-то сам учился у Геннадия Ивановича. Так же, как раньше Турлаев, Комиссаров живет школой, у него так же не бывает выходных, точно так же, вплоть до глубокого вечера, его можно найти в классе.
Да, семьи у моего героя пока нет, и это, как ни парадоксально звучит, спасает. Если бы была семья, ему пришлось бы разрываться между школой, женой и детьми. Сейчас у него две ставки и денег хватает, но если он будет не один, то трудно представить, какую нагрузку придется взваливать на себя.
- Я думаю об этом с тревогой. Денег нужно будет намного больше, но я вижу, что в школе их не заработать. Невозможно работать качественно, имея большое количество часов. Я уже сейчас это прекрасно чувствую. Учитель, выбирающий качество, неминуемо теряет в зарплате. Но что делать, когда появится семья? Выхода на сегодняшний день всего два: уходить из профессии или уезжать из родного города в столицу. Потому что только там учителям платят так, как они того заслуживают. Но я никогда не хотел уезжать из родного города, где живут мои близкие, все, кого я люблю, с кем мне интересно. Почему я должен уезжать?
На мой взгляд, это самая серьезная проблема, которую пока не решает ни один из объявленных нацпроектов. Среди них много хорошего, правильного и нужного. Например, проект «Учитель будущего» - он очень своевременный, прекрасно продуман в теории. Но он не будет работать, если не решится основной вопрос - адекватной оплаты адекватной нагрузки. То, что учителя сегодня получают за две ставки, они должны получать за одну. И тогда у них останутся силы и время на совершенствование и профессиональный рост, на чтение книг и освоение технологий, на поддержание здоровья и профилактику выгорания, на общение со своими детьми, на поездки, походы и театры, на то, чтобы почувствовать себя не загнанной лошадью, а уважаемым человеком.
- А насколько качественна, на ваш взгляд, нынешняя подготовка учителей физики? - я не могла не задать этот вопрос Дмитрию, поскольку все знакомые мне учителя физики со стажем в один голос говорят о недопустимо низком уровне приходящих в школу выпускников.
- По окончании школы я подал документы в три вуза: в классический, технический и в пед. По баллам проходил везде. Но, работая в июле по совету мамы вожатым в загородном лагере, получил возможность убедиться, что педагогика - мое призвание. В итоге выбрал Университет имени Минина, бывший педагогический. Преподавание у нас было на уровне, и кто хотел, физику узнал. Беда в другом: нас поступало 24 человека, осталось к выпуску всего 8. А в школу пошли только трое. Можно ли тут жаловаться на качество, если даже количество говорит само за себя?
И все-таки, если вдуматься, возможно, такой фильтр не так уж плох. Если в школу придут такие самородки, как Дмитрий Комиссаров, и не придут равнодушные, боязливые и не слишком увлеченные, то, может, это уже хорошо? Может, это маленькая победа?
Но теперь нужно подумать о том, как такие кадры не потерять!

Лысков, Нижегородская область