Руководитель Института развития образования НИУ ВШЭ Ирина Абанкина так прокомментировала ситуацию: «Мы пытаемся выявить риски нарушения прав граждан - это и доступное бесплатное дошкольное образование, и информированность всех участников образовательного процесса, и доступность образования для тех ребят, которые имеют особые образовательные потребности. Сегодня система мониторинга - залог перехода на современные механизмы управления, на риск-ориентированный подход, в том числе для органов надзора, которые работают теперь на улучшение качества».

Федеральный модуль для всех

На пресс-конференции инструменты мониторинга рассматривались в комплексе - и федеральные, и региональные. Главной темой, конечно, стала презентация федерального проекта - модуля комплексного мониторинга и публичного представления данных о функционировании и развитии системы дошкольного образования. Он появился в этом году, совсем свеженький. Адрес в сети: doshkol-edu.ru.
Чтобы дать представление о модуле, перейду на язык справки: «Данный ресурс предоставляет информацию о дошкольном образовании как по России в целом, так и в разрезе регионов. Модуль является веб-приложением и ориентирован прежде всего на педагогических и административных работников дошкольных образовательных организаций, а также на специалистов муниципальных, региональных и федеральных органов управления образованием. С помощью модуля они могут получать и эффективно обрабатывать данные различных ведомственных мониторингов. В числе прочего ресурс позволяет оперативно получать сведения по дошкольным образовательным организациям. Модуль содержит сведения формы федерального статистического наблюдения 85К в графическом и табличном виде. Пользователь может выполнить группировку статданных по округам или посмотреть сведения в целом по стране. Пользователям модуля доступна информация о модернизации региональных систем дошкольного образования, а также результаты ведомственного мониторинга Минпросвещения России в части величины родительской платы и сведений о функционировании консультационных центров по оказанию педагогической, диагностической и консультативной помощи родителям с детьми до трех лет. Модуль является источником актуальной новостной информации о развитии дошкольного образования».
Наталья Булаева, президент союза «Профессионалы в сфере образовательных инноваций» пояснила: «Статистика модуля доступна любому человеку, она публична. Аналитика - это закрытая информация. Каждому региону предоставляется доступ, они выгружают информацию в форме справки или инфографики. Регионы имеют ту же информацию, что и специалисты на федеральном уровне».
Важное уточнение от начальника отдела нормативного регулирования и развития дошкольного образования Департамента государственной политики в сфере общего образования Минпросвещения России Натальи Костюк: «Этот мониторинг - не новый источник информации, это агрегация существующих данных. Мы не планируем расширять источники информации, мы планируем научиться правильно использовать уже имеющуюся информацию, грамотно с ней работать, анализируя ее именно в системе мониторинга».
Несмотря на то что это уточнение прозвучало, я все-таки задала вопрос от имени Общероссийского Профсоюза образования - не повлечет ли новый модуль увеличения количества отчетности для педагога и руководителя образовательной организации?
Наталья Юрьевна заверила, что нет: «Первичная информация на уровне общеобразовательной организации собирается только один раз. В дальнейшем необходимо подтвердить ее наличие, правильность и достоверность. По этому принципу у нас работает государственная информационная система доступности дошкольного образования. И мы призываем всех коллег осуществлять эту работу системно на модулях информационного характера для всех уровней власти. Нет необходимости, например, подтверждать количество воспитанников образовательной организации. Мы понимаем, что эта цифра условно носит постоянный характер. Вот количество высвобождающихся мест может меняться, его нужно проверять и подтверждать. Есть статичные единицы проверки. Например, образовательная программа. Данные о ней нужно заполнить однажды и потом только подтверждать, что она есть».
Наталья Костюк сделала еще один важный вывод: «Мониторинговая система, которую мы предлагаем, по сути дела механизм для принятия управленческих решений. На всех уровнях - федеральном, региональном, муниципальном, уровне образовательной организации».

Знать, помогать, поощрять

Говоря об управленческой функции мониторинга, самое время обратиться к региональным системам сбора и анализа данных. На пресс-конференции в Москве такие системы представили Воронежская и Иркутская области.
Светлана Паневина, методист лаборатории проблем детства Института развития образования Воронежской области, рассказала, что инструменты мониторинга в Воронежской области нацелены на поддержку дошкольных организаций по введению ФГОС дошкольного образования. Важный инструмент мониторинга - система рейтингования. В ней 117 критериев, которые позволяют с разных сторон рассмотреть всю систему дошкольного образования. «Есть общие сведения, которые совпадают со сведениями федеральных мониторингов, - сказала Светлана Юрьевна. - Есть требования ФГОС, качество образовательной программы, вариативность применения образовательных программ. Создание кадровых условий реализации основной образовательной программы, в том числе оценка участия педагогов в профессиональных конкурсах. Создание материально-технических условий для осуществления образовательной деятельности. Создание финансовых условий реализации образовательной программы, объем привлечения дополнительных субвенций. Регулирование реализации основной государственной программы. Повышение открытости, демократичности управления образовательной организацией». Система эта могла бы напугать, ведь рейтинг вроде бы подразумевает конкуренцию, но Светлана Юрьевна объяснила: «Организации не соревнуются друг с другом, идет персонифицированная настройка каждой образовательной организации, они сравнивают свои результаты за предыдущий год и текущий период и динамику». По итогам мониторинга выделяется ТОП-30 лучших дошкольных образовательных организаций, для них регион выделяет дополнительный бюджет, причем средства могут быть направлены в том числе на увеличение фонда оплаты труда. Аутсайдеры, организации, которые оказались в нижних строчках рейтинга, однако, в накладе не остаются - муниципалитетам, где они расположены, также выделяются дополнительные средства для их поддержки.
В Иркутской области не просто существует региональная система мониторинга, она одна из самых давних, возникла в 2007 году. Трудно поверить, но до 2013 года мониторинги были выездные, с 2014 года стали дистанционными. Руководитель центра образовательной статистики и аналитики Института развития образования Иркутской области Татьяна Абрамова рассказывает: «Дошкольные организации были в «провале», поэтому решили в 2013 году разработать информационную систему «Мониторинг дошкольного образования», чтобы аккумулировать статистическую информацию по дошкольным образовательным организациям. В итоге эта система превратилась в «Мониторинг общего и дополнительного образования». В системе зарегистрированы все образовательные организации, она оборудована огромным количеством «дверей» - свой вход у образовательных организаций, муниципальных органов управления образованием, региональных образовательных чиновников. Аналитика данных практически круглогодично работает в открытом режиме».
Ценное качество системы представила Татьяна Александровна: «Мы стараемся, чтобы она работала для образовательных организаций региона как единое окно предоставления данных. Большинство запросов приходит в институт, и только если он не может их выполнить, спускает на муниципалитеты. Системой могут пользоваться и наши муниципальные образования, если у них возникает потребность в информации о своих образовательных организациях».

В перспективе - взаимодействие

Ведущая пресс-конференцию Наталья Тюрина задавала вопросы спикерам, все время стараясь выяснить, как стыкуются между собой региональные и федеральная системы мониторинга. Оказалось, пока практически никак, но есть надежда, что данные из федерального мониторинга будут подключены к региональным базам. Потребность такая есть, это упростит сбор данных, снизит нагрузку на первичное звено - образовательные учреждения. И это, видимо, следующий этап развития федерального модуля. Наталья Костюк пояснила: «Не хотим ломать региональные системы, хотим оптимизировать процесс, минимизировать затраты. Наша задача - выйти на оптимальные механизмы заполнения форм. Уйти от лишней статотчетности».
Возможно, взаимодействие будет происходить с помощью системы ссылок. С этим согласна Наталья Булаева: «Поскольку наша система является федеральной, официальной, конечно, в письмах можно делать ссылки на этот источник, на наш сайт и говорить о том, что вот такую-то и такую-то информацию можно получить здесь».
Любопытно, что «дошкольники» опередили другие сферы образования в деле создания информационных систем. Ирина Абанкина напомнила: «Сегодня ставится вопрос, что в 2020 году для всех отраслей социальной сферы, для всех уровней образования будут формироваться информационные системы. Несомненные достоинства такой системы - интеграция, достоверность, доступность, возможность формировать аналитику, открытость. Это основа для перехода на риск-ориентированный подход в контроле качества».