Работать в школу я пришла три года назад, когда нам вместе с коллегой - режиссером ВГТРК Андреем Чертковым - предложили открыть детскую телестудию. До этого 15 лет я была корреспондентом службы новостей, работала на нескольких региональных телеканалах, в Москве была репортером видеоредакции медиагруппы «РИА Новости».
Можно сказать, что в детскую журналистику я пришла по семейным обстоятельствам. В 2014 году у меня родилась вторая дочь, и совмещать работу на ТВ с воспитанием детей оказалось просто невозможно. Постоянные командировки - к примеру, на месяц в Сочи и Лондон во время проведения там олимпиад, ненормированный рабочий день... В итоге появилась идея создать школьную телестудию и освоить, оставаясь в любимой профессии, новую - профессию педагога дополнительного образования. Так появилась наша «ТелеИдея».

Первые шаги
Придя работать в школу, мы решили с коллегой не изобретать велосипед, а скопировать систему работы на ТВ. Начали мы с того, что провели кастинг в телестудию. Если честно, мы надеялись, что к нам придут минимум человек 20. Но в первый год работы в школе у нас занимались всего пять человек. Однако это не помешало нам в таком крошечном по телевизионным меркам составе запустить наш первый проект - выпуск школьных новостей.
Сразу оговорюсь, что у нас не было изначально цели, чтобы школьники делали все полностью сами. Мы ставили и ставим перед ребятами те задачи, с которыми они реально могут справиться. Однако для нас важно, чтобы школьники с самого начала поняли, что телестудия - это не кружок по интересам, а пусть и творческая, но именно работа в команде единомышленников. Поэтому первое, что мы делаем, - формируем школьную видеоредакцию.

Максимум практики, минимум теории
Все умения и навыки ребята приобретают в процессе создания видеосюжетов и телепрограмм. Причем во время съемок можно попробовать себя в любой роли: ведущего, корреспондента, оператора и монтажера. В итоге наши выпускники могут создать свой проект от начала и до конца сами. К примеру, журналист сумеет не только найти тему для сюжета и написать текст, но и сам все снять, а затем смонтировать этот материал.

Вопрос техники
Что касается оборудования. Для многих наверняка это самый сложный вопрос. Наша практика показывает, что дети могут снять отличный сюжет даже на мобильный телефон. Но лучше, если у вас будет хотя бы один самый простой тележурналистский комплект. Это видеокамера формата HD, микрофон, который подключается напрямую к этой камере, и штатив, который предназначен именно для видео, а не фотосъемки. В качестве программы для монтажа советую видеоредактор Movavi. Для школьной телестудии это хороший вариант, так как он прост и интуитивно понятен. Кроме того, производитель - новосибирская компания - предоставляет школам это программное обеспечение бесплатно в рамках проекта «Movavi для образования».

Ключ к профессии
Мое личное убеждение, что учить азам тележурналистики детей должны профессионалы. Те, кто работал или продолжает работать на ТВ. Но в то же время есть успешные примеры, когда руководителями школьных телестудий становятся учителя-предметники. Однако в такой редакции педагогу приходится учиться вместе с учениками. В качестве примера, куда можно поехать с ребятами, приведу проект «Телевизионные субботы». Занятия проходят в ТемоЦентре в рамках городского мегапроекта «Субботы московского школьника».
Еще один проект, к которому можно присоединиться, - проф­ориентационные соревнования для школьников Медиатон. С ребятами из «ТелеИдеи» мы участвуем в этом конкурсе второй год. В нашей школе открыта базовая площадка Медиатона. Раз в месяц участники выполняют задание и публикуют свои работы на портале школьной прессы России (lgo.ru). Кроме того, в рамках этих соревнований в РГУ имени А.Н.Косыгина проводятся обучающие интенсивы для педагогов. В качестве спикеров приглашают журналистов, режиссеров монтажа и операторов различных телеканалов.

Сообщество школьных СМИ
Вообще, я считаю, что самая большая ошибка школьных телестудий - это делать сюжеты только о школьных мероприятиях. Дети быстро теряют интерес, когда они, что называется, варятся в собственном соку. Мы это быстро поняли и начали сотрудничать с всероссийскими сообществами юных журналистов - НАШпресс и ЮНПРЕСС. Кроме того, мы постоянно участвуем в различных конкурсах, которых для школьных телестудий довольно много. Выделю два проверенных временем - это Марафон школьных СМИ Всероссийского конкурса школьных изданий и Московский открытый фестиваль экранного творчества «Московский кораблик мечты».
Сейчас актив «ТелеИдеи» больше 30 человек. Это и пятиклас­сники, и те, кто скоро заканчивает школу. Такой командой нам удается выпускать две программы - «#МЫ1329» и «Школа без границ». Кроме того, у нас есть различные рубрики: «Моя Москва», «Коротко о главном», «Живые стихи», «Скороговорки», «Есть мнение» и другие. За три года работы мы стали обладателями большого числа наград городских и всероссийских конкурсов. У нас есть свой YouTube-канал, страницы в соцсетях. Найти нас просто - достаточно набрать в поисковой строке «ТелеИдея». Подписывайтесь, присоединяйтесь, будем вместе делать школьное телевидение интереснее и профессиональнее!

Марина СПИРИНА,
педагог дополнительного образования школы №1329, руководитель школьной студии «ТелеИдея»