Однако наличие очевидных междисциплинарных связей филологии, литературы, истории, МХК, основанных на единстве системы социокультурных ценностей, и потребность в преодолении междисциплинарных границ в их преподавании, характеризующемся общностью дидактических требований, делают не просто возможным, а необходимым применение принципов конвергентности в гуманитарном образовании.
Внедрение конвергентного подхода в преподавание гуманитарных предметов может быть осуществлено, в частности, за счет проведения такого типа занятия, как культурологический турнир. В ходе турниров у учащихся формируется интерес к изучению отечественной и зарубежной истории, литературы, мировой художественной культуры, языков.
Культурологические турниры способствуют формированию практического мышления, развитию всей совокупности умственных способностей и стратегий, делающих возможным процесс обучения и адаптации к новым ситуациям, что является основной целью любого обучения с позиций конвергентного подхода. Поскольку занятие построено в игровой форме, а значит, ориентировано не только на знаниевый потенциал, но и на инициативность ребенка, его активность, умение принимать нестандартные решения, выдвигать оригинальные гипотезы, взаимодействовать с членами группы, то оценивать результаты учеников лучше только высокими отметками. Зная, что «наказания» за неправильный ответ не последует, ученик гораздо охотнее примет участие в работе. Таким образом, мы поощряем интерес учащихся к изысканиям в области установления взаимосвязи между различными явлениями, а этот навык выступает как одно из условий реализации конвергентного подхода в образовании.
Итак, определенный опыт по подготовке и проведению культурологических турниров и анализ методики данной формы работы позволяют надеяться, что конвергентный подход найдет применение и в преподавании гуманитарных дисциплин. А конвергенция нано-, био-, информационных и когнитивных наук и технологий, формирующая целостное представление о процессах материального мира, будет дополнена социальными технологиями и гуманитарными науками, что позволит постичь мир духовный, без чего нельзя представить развитую личность, готовую творить будущее.

Елена ИВАНОВА,
учитель русского языка и литературы школы №1541