Использование Интернета, компьютеров, мультимедийных проекторов, электронных презентаций и других средств и компонентов электронного обучения не является чем-то принципиально новым для российских школ. Однако долгое время применение всех этих важнейших элементов современного обучения было фактически никак не скоординировано, а обмен педагогическим опытом в данной сфере ограничивался в основном проведением научно-педагогических конференций, лекций и семинаров, массовое и постоянное участие в которых было ограничено как пространственными, так и временными рамками. Абсолютно новым шагом в развитии информатизации современного отечественного образования, призванным одновременно как повысить эффективность проведения уроков по различным предметам, так и облегчить подготовку педагогов к урокам, открыв им доступ к постоянно обновляющейся базе разнообразного образовательного контента, стал запуск в 2016 году проекта «Московская электронная школа».

Эффективно и удобно
МЭШ - это облачная интернет-платформа, содержащая все необходимые для проведения уроков образовательные материалы - электронные учебники и хрестоматии, интерактивные приложения, сценарии уроков, обучающие видео, тесты по различным предметам и темам, предметные лаборатории и многое другое. За непродолжительное время своего существования МЭШ уже доказала свою эффективность и удобность как для учителей, так и для учащихся - на данный момент более 50 тысяч учителей регулярно используют материалы МЭШ при подготовке к занятиям и более тысячи московских преподавателей получили гранты за весомый вклад в развитие данного проекта. А благодаря тому что доступ к данной платформе и всем содержащимся в ней электронным материалам получили также учащиеся, рюкзак московского школьника стал практически в два раза легче, что, безусловно, положительно скажется на здоровье подрастающего поколения.
Однако повышением эффективности преподавания в московских школах, избавлением учителей от лишней нагрузки, а учащихся от «лишних» бумажных учебников в портфелях отнюдь не исчерпываются возможности МЭШ.

Открытая информационная среда
Мы хотели бы обратить внимание на то, что МЭШ является, по сути, первой удачной масштабной попыткой организации в России на уровне школьного образования открытой информационной среды с контентом, создаваемым и используемым самими непосредственными участниками образовательного процесса. Большая часть учебных материалов, размещенных на данной платформе, создана московскими учителями. Любой работник системы московского образования на данный момент не только имеет доступ к материалам МЭШ, но и может эти материалы сам создавать и после прохождения модерации выкладывать в открытый доступ. Таким образом, в масштабах целого мегаполиса достигается интеграция всех работников системы образования; создана платформа, где каждый учитель может не только пользоваться предоставляемыми услугами, но и сам быть их творцом. А широкая вариативность электронных сервисов платформы в сочетании с понятным и постоянно, своевременно обновляемым интерфейсом открывает возможность для реализации самых разнообразных и смелых педагогических идей. За прошедшие с момента запуска проекта три года тысячи учителей Москвы уже поделились своими педагогическими наработками через данную платформу со своими коллегами, что свидетельствует как о востребованности созданной системы, так и о колоссальном желании педагогических работников делиться своим опытом.

МЭШ сегодня
Безусловно, на сегодняшний день МЭШ уже доказала свою эффективность при проведении учебных занятий. Не менее важно отметить, что созданная система не просто является очередным шагом в оснащении школ новыми технологиями и развитии электронных методов обучения, но принципиально новой, свободной системой взаимодействия учителей, которая позволяет им, не выходя из дома, создавать собственные педагогические наработки и делиться ими с коллегами, раскрывая в полной мере свой творческий потенциал.

Борис КАРПОВ,
учитель истории школы №14