Праздник науки
День науки стал традицией нашей школы с 2014 года.
Подготовка к Дню науки требует много времени и организационных усилий, но мнения единодушны - и время, и усилия на подготовку стоит тратить. Это неучебный день, когда проходят лекции и мастер-классы, деловые игры и семинары, занятия и викторины, встречи с интересными людьми и беседы о сложных современных проблемах. Для 5-7‑х классов все строго по программе-расписанию: технологии каменного века, история имен и фамилий, карта Луны, каллиграфия, математический эксперимент, черные дыры, планетарий, микромир, создание фантастического существа из вторсырья; для 8-11‑х классов - туннельный микроскоп, тайны Мирового океана, магнитная запись информации, творчество современных поэтов, физика нейтрино, вирусы и прививки, творчество И.Бродского, лингвистика и компьютер, тяжелый танк в современной военной доктрине, художники нонконформисты - надо выбирать. Каждые 45 минут придется решать - куда пойти, что больше интересует, что делать, если все и сразу? А выбор всегда труден, приходится овладевать особым умением делать выбор.

Добрые пограничники
и злые медведи
Например, тема одного из занятий «Острова добрых пограничников, злых медведей и бесстрастных вулканов: похождения ботаников на Южных Курилах» (биологический факультет МГУ имени М.В.Ломоносова). На этом занятии говорилось, что на Южных Курильских островах есть все: и равнины, и огнедышащие горы, и песчаные дюны, и величественные скальные утесы, и необозримые болота, а также необыкновенные растения, за которыми стоит поехать на самую границу с Японией. Между островами вас прокатит промысловое судно. Если вы замерзли, ищите горячий источник или кипящее озеро. Если проголодались, можно пообедать у пограничников - только не забудьте обосновать свои перемещения! И не ходите бесшумно, иначе встретитесь с медведем. Так о своей работе рассказывают участники ботанической экспедиции РАН на Южные Курилы.
А на лекции про магнитную запись информации говорилось, что такое бит информации с точки зрения магнетизма, об истории магнитной записи информации, ее современном состоянии и перспективах развития, о том, что к настоящему времени человечество накопило так много данных, что для их хранения необходима значительная энергия. Есть ли возможность сделать магнитную память менее энергоемкой? Над чем работают в настоящее время ученые и технологи в разных лабораториях?

Куда катится мир?
На лекции по биологии был сформулирован вопрос «Куда катится мир?». Оказывается, большинство людей совершенно неправильно представляют себе, как устроено человеческое общество и какие изменения в нем сейчас происходят.
Первые упоминания о борьбе с заразными болезнями методом умышленного заражения этими болезнями относятся к X веку. В совершенно разных культурах, независимо друг от друга, люди догадывались, что, «встретившись» c заразной болезнью один раз, они смогут защитить себя от последующих таких встреч.

Как устроен микромир и какова масса черной дыры?
Сегодня мы умеем контролировать множество заболеваний с помощью прививок. Как устроены современные вакцины? Какие заболевания нам удалось победить совсем, какие - победить частично? Почему это очень не просто - создавать новые вакцины?
На лекции о том, как устроен микромир - невидимая глазом часть нашего окружающего мира, обсуждалось, какова его структура и как глубоко в нее можно заглянуть на сегодняшний день, что нам может это дать в практическом смысле и что просто интересно с точки зрения исследователя.
А на лекции, что же такое черные дыры, рассказывалось об аккреции вещества на черную дыру, о том, как определили массу черной дыры в центре нашей галактики, как подсчитали число черных дыр в соседней галактике и даже рассмотрели возможность черной дыры как перпетуум мобиле.
Особенность
берестяных грамот
На одном из занятий обсуждались черты новгородского диалекта и основные различия между книжным и некнижным письмом (к ним относится орфографическая вариативность и отсутствие знания орфографических правил). Одна из самых ярких орфографических особенностей берестяных грамот - совпадение букв ъ и о. Соответствующее явление встречается в одной из наших грамот. Каковы возможные причины этого, в частности, в чем особенности книжного произношения в Древней Руси, какова судьба носовых гласных в древнерусском языке, почему чередуются носовые гласные и есть ли следы этого чередования в современном языке?
Так что такое День науки? Кто проводит лекции и занятия? Широкий спектр проблем - от глубокой истории до сегодняшнего дня, представители вузов, НИИ, общественных организаций, музеев, производственных объединений, учителя нашей школы, наши выпускники и родители наших учеников, студенты и наши старшеклассники - все это в один день!
В этом году мы пригласили учителей из других школ на семинар, посвященный методике проведения дня науки, и готовы в следующем году пригласить всех желающих принять участие в дне науки школы №1543.
Легко, развлечение - нет! Праздник, удивление, восторг - да! И желание заниматься наукой - и классической, и современной, желание идти в мир техники не только в качестве пользователя, но и в качестве создателя - да!

Наталья ГОМУЛИНА, заместитель директора по науке школы на Юго-Западе №1543;
Наталья ШАРОНОВА, методист школы на Юго-Западе №1543