- Елена Сергеевна, в последние десятилетия музеи из хранилищ культурных ценностей постепенно превращаются в активных участников образования, культурного досуга школьников и студентов. Мы часто посещаем музеи и понимаем, что музейное дело имеет отношение как к науке и образованию, так и к воспитанию и культуре. Скажите, а какие задачи ставит перед собой Детский центр Музея Победы? Какой вам видится его миссия?
- Работа центра развивается в соответствии с современными тенденциями музейной педагогики, основанной на создании многоступенчатой системы музейного образования, приобщении к музею и его культуре людей разных возрастов. Сегодня в центре разрабатываются разнообразные методики работы с детьми и молодежью, изменяющие их роль и позиции в музейно-педагогическом процессе. Мы надеемся, что для многих обучающихся, родителей и педагогов Детский центр постепенно станет незаменимым культурно-образовательным центром, работа которого направлена на обучение, развитие творческих начал, информирование и общение.
- Можно ли выделить основные формы работы Музея Победы со школьниками?
Специфика Детского центра в том, что он представляет собой инновационную площадку совместной деятельности учреждений культуры и образования в масштабах города Москвы и России. Работа Детского центра призвана стать мотивирующей междисциплинарной образовательной средой в реализации проектов и программ гражданско-патриотической направленности. Музейная педагогика не стоит на месте - мы стараемся внедрить наиболее оптимальные формы и методы воздействия. Давайте я более подробно остановлюсь на основных направлениях работы.
Наша миссия - передача знаний, приобретение умений и навыков в процессе музейной коммуникации при активном использовании музейно-образовательного пространства Музея Победы. К общему списку добавились такие формы, как киносеансы для детей и подростков, киноэкскурсии, концерты, встречи с интересными людьми, исторические игры и олимпиады, конкурсы и викторины.
Наиболее актуальными программами на сегодняшний день являются «Урок в музее», «День в музее», киноэкскурсии. «Урок в музее», например истории, литературы, естествознания, дает старшекласснику и студенту гораздо больше, чем простое прочтение темы в учебнике. В музее молодежь видит реликвии своими глазами, погружается в атмосферу исторического события, участвует в историческом квесте или интерактивной игре, то есть становится активным соучастником процесса, усваивает серьезную информацию в доступной и увлекательной форме.
Также очень динамично развиваются межведомственные проекты: «Московский экскурсовод», метапредметная олимпиада «Музеи. Парки. Усадьбы», «Исторические субботы». Проекты позволяют обучающимся осваивать материал более глубоко и эмоционально, погрузиться в атмосферу военной эпохи, прикоснуться к экспонатам, документальным фотографиям, подлинникам писем и наградам.
- В сентябре 2019 года Музей Победы совместно с Департаментом образования и науки города Москвы приступил к реализации долгосрочной программы развития деятельности школьных музеев «Школьный музей Победы». Расскажите, пожалуйста, поподробнее об этом проекте. Кто может стать участником этой программы?
- С начала 2019‑2020 учебного года лучшие школьные музеи Москвы представляют свои экспозиции в специально созданном уникальном пространстве Музея Победы. Участие в программе - это обмен опытом, получение консультаций лучших специалистов по экспозиционно-выставочной деятельности, хранителей фондов Музея Победы, обретение новых партнеров и возможность выстраивания индивидуальной траектории школьного музея. Сегодня можно с уверенностью сказать, что проект пользуется небывалым интересом со стороны школьников. Созданное музейно-образовательное пространство позволило объединять профессиональное сообщество, родителей и непосредственных участников проекта - детей и педагогов образовательных организаций.
Важно, что принять участие в добровольной сертификации школьных музеев в рамках долгосрочной программы «Школьный музей Победы» может любая образовательная организация вне зависимости от своего местонахождения. Сертификация позволит школьным музеям получить статус партнера Музея Победы, включиться в единое информационное пространство Музея Победы, принимать участие во всех значимых событиях Музея Победы. Для участия в программе необходимо заполнить заявку или отправить данные о музее на адрес электронной почты sertifikatpobedy@cmvov.ru. Решение о сертификации школьного музея принимается на основании заключения экспертной комиссии Музея Победы. Более подробно об этом читатели могут узнать на официальном сайте: https://victorymuseum.ru/.
- Принято считать, что музейное дело - это серьезная и ответственная работа, которая под силу только взрослым... Но мы знаем, что в Музее Победы очень активно работает Детский общественный совет. Расскажите, пожалуйста, о том, чем занимаются ребята в составе совета. Кто может вой­ти в Детский общественный совет?
- Детский общественный совет Музея Победы был создан для того, чтобы дать возможность ребятам проявлять свои инициативы и активную гражданскую позицию. Сейчас совет насчитывает более 75 активистов, нацеленных в своей деятельности на сохранение исторической памяти о прошлом нашей страны, популяризации истории среди своих сверстников.
Мы даем возможность ребятам участвовать в решении важнейших вопросов на уровне города и страны. Впервые в истории Музея Победы Детский общественный совет принял участие в заседании Общественного совета Музея Победы. Активисты были не только в роли участников, но и докладчиков. Ребята попросили поддержать идею проведения встреч со школьниками членов Общественного совета на площадке проекта «Школьный Музей Победы», проведения 30 ноября 2019 года дня самоуправления в музее.
Сегодня можно с уверенностью сказать, что школьники стали полноценными экспертами наравне со взрослыми во всероссийских конкурсах, проводимых Музеем Победы, они активно начали разработку экскурсий и тематических уроков, посвященных 75‑летию Победы в Великой Отечественной войне, для своих младших сверстников.
- Пока мы говорили только о работе, новых методах музейной педагогики, новых просветительских проектах. А есть ли такие проекты, которые могут помочь в организации полезного досуга ребят, проще говоря, отдохнуть с пользой?
- Конечно, мы не забываем и о том, что, играя, ребята также учатся. Детский центр разрабатывает адресные программы, внедряет новые идеи и предоставляет возможность всем желающим поучаствовать в ин­терактивных программах. Уже не первый год у нас проходит исторический квест «Елка Победы». Каждое лето для ребят организовываются смены «Лето твоих Побед». Студенты колледжей активно вовлекаются в разработку уникальных программ в качестве вожатых. В общем, выступая экспериментальной площадкой, мы не боимся создавать новые направления полезного досуга и интересные проекты для взрослых и детей.
- Каковы, на ваш взгляд, перспективы развития музейной педагогики? На что следует обратить особое внимание?
- Опыт работы Детского центра подтверждает необходимость активного привлечения детей и молодежи к программам и проектам патриотического характера. На современном этапе развития музейной педагогики мы видим, что это направление является очень востребованным в рамках работы современного музея.
Также следует обращать особое внимание на развитие творчества, раскрытие творческих способностей молодежи. При этом, конечно, необходимо максимально использовать потенциал музея и возможность вхождения в систему лучших образцов, традиций, примеров культуры прошлого. Это направление реализовано в форме всероссийских конкурсов, организованных Детским центром Музея Победы, исторического квеста «Елка Победы», творческих фестивалей «Журавли Победы», «Нарисуй елку Победы», «Поэзия Победы».
Можно с уверенностью сказать, что в перспективе Детский центр Музея Победы станет открытой научной и дискуссионной площадкой для педагогического сообщества, школьников и родителей.
Мы всегда открыты к диалогу и совместным проектам!

Юнкоры пресс-службы межрайонного советадиректоров №27

Дорогие друзья!

Приближается Новый год - праздник, которого с нетерпением ждут и дети, и взрослые. Мы все с удовольствием покупаем подарки близким и желаем друг другу здоровья и успехов. Но в этой приятной суматохе давайте не забывать, что наступает юбилейный год Победы. И встречая его, вспомните о тех, кто ценой своей жизни спас мир от нацизма, вспомните о героях своей семьи, которые в годы Великой Отечественной войны защищали страну и трудились в тылу. Подвиг нашего народа объединяет все поколения, пробуждает гордость за нашу историю и победы. Сохранить эту связующую нить времен - одна из главных задач современной школы. И в этом наш музей всегда готов оказать всестороннюю поддержку! Уважаемые учителя, дорогие ребята, приходите в Музей Победы. Именно для вас создано большинство наших интерактивных программ, которые помогут глубже погрузиться в историю Великой Отечественной войны. Мы всегда открыты обсуждению, как сделать патриотическое воспитание неформальным и действительно захватывающим. Предлагайте новые идеи и проекты, творите, дерзайте, а музей поддержит ваши самые смелые замыслы.
Желаю всем, кто учится и учит, счастья и творческих побед!

Александр ШКОЛЬНИК, директор Музея Победы