Откуда взялась ее мечта стать учителем, Ольга Физер не знает. Как будто родилась вместе с ней. Среди родных педагогов не было, но еще в детском саду маленькая Оля усаживала друзей за столы, выдавала листочки бумаги, что-то объясняла. В школе вдохновляли любимые учителя русского языка и литературы. И все же идти после школы на филологический факультет не рискнула. Выбрала более земную профессию бухгалтера, получила красный диплом… и поняла: не то. Ее одногруппники давно считают деньги в банках, а она поступила в педагогический колледж, где тоже были педагоги, на которых хотелось быть похожей. Одной из них, Татьяне Дмитриевне Юдиной, Ольга когда-то обещала непременно стать учителем года. Правда, в первый год работы чуть было не разуверилась в своих силах.
«Какой уверенной в себе я была, когда пришла в школу! - вспоминает Ольга Физер, учитель английского языка вурнарской средней школы №2 Чувашской Республики, в своем конкурсном эссе. - Страшно было совсем немного, ну как же, я молодой специалист, столько знаю, столько могу! Через месяц это чувство улетучилось. Каждый день был борьбой. Я пыталась заставить детей учиться и воспитать их должным, с моей точки зрения, образом. А дети, казалось, делали все, чтобы я своих целей не достигла. Теперь понимаю, что, как командир, пыталась выиграть больше сражений. Пока не поняла простую истину, что победителей и проигравших в школе нет - есть только сотрудничество. Это было открытие, с которого начался мой путь к пониманию того, что мастерство учителя - это специальность, которой надо учиться, как говорил Антон Макаренко. Правда, я бы добавила: учиться всегда и учиться вместе с учениками».
Начинать менять ситуацию сложно. Надо идти за советом к великим, решила Ольга, и открыла труды Яна Коменского, Януша Корчака, Марии Монтессори. Анализировала, а не просто «глотала», хотя прочитать требовалось немало - работу в школе она совмещала  с учебой в Чувашском государственном университете имени И.Н.Ульянова по специальности «перевод и переводоведение». Записывала даже самые незначительные вопросы, которые возникали. Искала на них ответы и пробовала. То же провидение, что привело ее в профессию, распахнуло двери любимой школы - той, в которой училась сама. Любимые учителя стали коллегами, помогая, подсказывая.
- Младшие должны перенимать опыт старших, - уверена Ольга Валериановна. - На школьном и районном методических объединениях мы вместе обсуждаем проблемы образования, делимся опытом на мастер-классах, организуем семинары для коллег из других школ. Это стимулирует работать лучше, ведь профессионалу очень важно понимать свои ошибки, чтобы вовремя их исправлять и развиваться дальше. Моя работа предполагает ежедневные задачи, которые нужно решать в команде, и тут опыт других очень полезен: не только старших, но и современных передовых учителей.
Сейчас Ольга Валериановна Физер - призер международных конкурсов и олимпиад для учителей английского языка Full Mix, Grammar Voice и English ONLINER. На английском пишет стихи, на русском - статьи о новых подходах к его изучению. Она умеет ставить перед собой цели и планомерно их добиваться. Впрочем, по ее мнению, настоящий, истинный рост не только в этом.
- Я учитель, и горжусь этим. Но конкурсы, победы - это все же скорее количественные показатели роста, - рассказывает Ольга Валериановна. - Качественные - в том, чтобы мы с детьми больше понимали друг друга, вместе становились выше в нравственном развитии, сильнее духом. Я теперь твердо знаю, что «учитель живет до тех пор, пока он учится, как только он перестает учиться, в нем умирает учитель». Но ведь и человек живет до тех пор, пока учится. Вот это я и стараюсь донести своим ученикам.
На сайте Российской электронной школы размещены 22 интерактивных урока для 3‑х и 8‑х классов, разработанных Ольгой Физер, она один из немногих авторов - учителей английского в Чувашии. Называет себя универсальным солдатом: преподает и младшему, и среднему, и старшему звену. Это непросто, у детей разные потребности и особенности. Но у нее получается легко и с улыбкой. Улыбка - фирменный знак Ольги Физер, знак профессионализма и искренности. Она живо интересуется своими учениками - их жизнью, делами, мечтами, желаниями. Дети это чувствуют, отвечая любовью не только к педагогу, но и к предмету.
- Если педагог не относится к ученикам как к личностям, то и самая грамотная методика не поможет, - говорит Ольга Валериановна. - Конечно, выбирая методику работы, я ориентируюсь на то, что нравится мне, но учитываю потребности детей, особенности их характера. Равнодушный учитель вряд ли сможет раскрыть способности каждого.
Она говорит с детьми на одном языке. Виртуальное пространство на ее уроках служит делу. Блоги, социальные сети, сайты для общения людей из разных стран, онлайн-проекты, языковые корпусы, онлайн-, аудио- и видеоматериалы, социокультурные и кросскультурные веб-квесты, по ее мнению, самые эффективные средства общения, изучения языков и вхождения в поликультурный мир. Все это не только дает новые знания и развивает критическое мышление, но и повышает мотивацию детей - они воспринимают задания как нечто реальное и полезное.
- Иностранный язык должен помогать в диалоге культур, - уверена Физер. - Для этого необходимо, чтобы ученик знал определенную систему фактов. Но знать - значит не просто запомнить и воспроизвести сведения, а иметь опыт их восприятия, сопоставления с фактами родной культуры, анализа их ценности. Ученик должен быть готов видеть в чужом не только то, что нас отличает, но и то, что объединяет, уметь смотреть на события, людей, поступки в том числе с позиции чужой культуры, быть способным менять оценки, отказываясь от стереотипов, научиться сопереживать представителям другой культуры, понимать их чувства. Познание чужой культуры должно служить более глубокому познанию своей. Кроме того, иностранный язык из-за своей «беспредметности» - это широкая платформа, в рамках которой можно решать задачи по формированию экоориентированного поколения людей, готовых объединиться и взаимодействовать ради общей цели - процветания планеты Земля.
Благодаря живому общению на английском не бывает напряженности - дети чувствуют себя свободно, не боясь допустить промах. Причем работу над ошибками ученики берут на себя, работая в малых группах по технологии обучения в сотрудничестве.
- Чтобы воспитать активных и целеустремленных людей, готовых к жизни в конкурентном мире, необходимо научить детей работать с информацией и эффективно взаимодействовать друг с другом, - объясняет Ольга Физер. - Мой опыт показал высокую эффективность технологии сотрудничества, основанной на содружестве учащихся. При этом сотрудничество не самоцель. Налаживается оно, чтобы ученики приобретали знания, опыт общения и социальной активности. Используя эту технологию, учитель имеет возможность перейти от авторитарного к партнерскому стилю общения, выполняя скорее роль консультанта, направляя работу детей, помогая.
Дети спорят, ставят сценки, пишут письма, рисуют карты, поют и… читают газеты. Сначала учитель определяет статьи, подходящие для прочтения и обсуждения школьниками, потом они делают это сами. А когда чтения оказывается мало, берут интервью, собирают информацию, пишут в школьной газете School is Cool! на английском языке, основала которую Ольга Физер, а авторами стали дети разных классов. Самый активный, конечно, ее 8‑й «А», где Ольга Валериановна классный руководитель. Причем своей задачей она считает просвещение не только детей, но и родителей.
- Сегодня в некоторых образовательных учреждениях бытует мнение, что работа с семьей является лишней нагрузкой, - говорит Ольга Валериановна. - Это не так, напротив, вовлечение семьи в образовательный процесс помогает разделять ответственность за конечный результат и снижать нагрузку на обе стороны. Одна из технологий вовлечения семьи в дела школы - информирование и просвещение родителей.
В вурнарской школе №2 Ольга Валериановна предложила создать Университет педагогических знаний, программа которого составляется с учетом контингента класса. В нее входят и лекции, и дискуссии, и практикумы, и открытые уроки, и индивидуальные консультации, и даже ролевые и деловые игры.
- Родителям, как никогда, нужен доброжелательный и компетентный проводник в мире образования. Им требуется комплексное сопровождение, которое на разных ступенях образования ребенка должно иметь различные интенсивность, объем и направленность. Родители должны чувствовать, что они нужны школе и что школа работает с ними постоянно и системно, - считает Ольга Физер.
«В ней гармонично все и складно, улыбка светит лучезарно, харизма есть и креатив, и силы жизненной прилив», - сочинили школьники стихи в поддержку своего педагога на конкурсе «Учитель года». Они еще не верят в провидение, но уже догадываются…

Чувашская Республика