Вице-спикер привела данные Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ). Согласно им 55% выпускников вузов считают, что с трудом смогут найти работу по специальности, а 20% молодых специалистов думают, что это вообще невозможно.
«При этом 37% работодателей называют кадровый дефицит главной сложностью ведения бизнеса. По данным Росстата, число вакансий превысило 1,1 млн человек. Это рекордное значение с 2016 года. Получается, что система образования «учит» не тех специалистов. Как результат, получив невостребованное образование, молодой специалист вынужден искать работу в другой сфере и работать не по специальности, полученной в вузе. По данным ВЦИОМ, и это тревожные данные, по специальности не работают 47% всех трудоспособных граждан России», - констатировала Ирина Яровая.
Бюджетные места в вузах должны быть инвестициями в человека и экономику, отметила депутат, однако по факту эти вложения не оправдываются. «Например, в 2018 году наибольшее количество бюджетных мест было выделено по разделу «Образование и педагогические науки» - 239661. Сейчас в России 1,2 млн педагогов. И чтобы почти 240 тысяч учителей нашли работу, нужно, чтобы преподавательский корпус обновился почти на 17%. Но этого не происходит, учителей не хватает. То есть большая часть тех, кто поступит на бюджетные места на педагогику уже сейчас, на этапе поступления не планируют работать по специальности», - подчеркнула заместитель председателя Госдумы.
На ее взгляд, вопрос трудоустройства выпускников и удовлетворения регионов кадрами в очень незначительной степени решается программами целевого обучения, поскольку носит несистемный характер. «Квота приема по целевому обучению на 2019 год по педагогическому образованию - 15% мест от общего объема контрольных цифр приема на бюджетные места, менеджмент - 10%, управление персоналом - 10%, социология - 10%. То есть 85% учителей или 90% менеджеров и социологов учатся на бюджетных местах, но механизм обеспечения их востребованности в профессии на уровне регионов отсутствует. При этом при целевом обучении места занимаются конкретными лицами, заключившими договор о целевом обучении, по факту вне конкурса и нет прозрачной процедуры соискательства на получение направления на целевое обучение», - отметила Ирина Яровая.
Она предложила создать единый сайт, на котором публиковалась бы информация обо всех запросах регионов и работодателей, имеющих право заключать договоры о целевом обучении. Таким образом, каждый выпускник школы имел бы возможность на понятной и прозрачной конкурсной основе претендовать на заключение договора о целевом обучении в конкретном регионе и по конкретной специальности.
«Такой подход соединит запрос экономики и наполняемость бюджетных мест студентами, желания и возможности которых в самореализации будут реально обеспечены и полезны», - убеждена Ирина Яровая.
По ее словам, сайт позволит создать прозрачную систему определения квот на целевой прием. Такие меры позволят молодым людям получить гарантированное место работы, а региону - специалистов высокой квалификации.
«Качественная система подготовки профессиональных кадров - это необходимое условие успеха экономики России, все планы будущего зависят напрямую от этого, и изменения необходимо начинать незамедлительно. Нельзя допустить, чтобы ошибки в системе высшего образования конвертировались в разочарование, невостребованность, личные и общественные неудачи, отставание в развитии экономики», - заключила Ирина Яровая.