Московский детско-юношеский центр экологии, краеведения и туризма - крупнейший центр по образовательному туризму в стране. И по праву может гордиться своими воспитанниками и педагогами. Сегодня под эгидой центра работают 163 объединения туристско-краеведческой направленности. Педагоги охватывают практически весь спектр видов туризма: пешеходный, водный, лыжный, экспедиционный, горный, поисково-исследовательский и велотуризм.
Не многие знают, что здание центра, который работает уже более 80 лет, одно из старейших в Москве, а возможно, и в России! И сегодня Московский детско-юношеский центр экологии, краеведения и туризма может по праву называть себя достойным преемником старой школы и продолжателем лучших традиций туризма.
Каждый год в центр приходят заниматься сотни юных школьников. Благодаря правильно выстроенной системе работы администрации и педагогического коллектива каждый новичок может найти для себя наиболее подходящее объединение дополнительного образования. В свою очередь родители часто задаются вопросом, по какой образовательной программе будет заниматься их ребенок. И первое, что волнует родителей, - туристский поход.
В Московском детско-юношеском центре экологии, краеведения и туризма гармонично и на высоком уровне развита система занятий по туризму в дисциплинах «Дистанция» и «Маршрут». Каждый учебный год педагогами нашего центра реализуется более 200 туристских походов и экспедиций по всей России. Все педагоги центра являются инструкторами детско-юношеского туризма и обладают богатым туристским опытом.
Необходимо отметить, что команды Московского детско-юношеского центра экологии, краеведения и туризма, совершившие категорийные маршруты, ежегодно становятся победителями чемпионатов Москвы, федерального округа и первенства России. С большой результативностью выступают команды нашего центра на дистанциях по пешеходному и лыжному туризму. С каждого старта воспитанники привозят золотые медали и кубки. Подобная результативность говорит о высоком профессионализме педагогов и большом личном опыте в туризме. Все это является лучшей рекомендацией для любого родителя.
При подготовке к походу, особенно к первому, каждый педагог подробно рассказывает обо всех деталях и особенностях туристского маршрута. Во время учебно-тренировочных однодневных походов школьники учатся самостоятельно организовывать быт в туристском лагере, правильно собирать рюкзак, готовить еду в полевых условиях. Большое внимание уделяется вопросу безопасности проведения туристских походов с детьми. Педагог показывает элементы техники преодоления простейших препятствий, соблюдения правильного режима переходов. Подобная система практических и теоретических занятий позволяет в полной мере подготовить любого школьника к первому походу.
Все предстоящие маршруты с детьми, особенно с новичками, тщательно планируются и прорабатываются с учетом возрастных особенностей каждого ребенка. Поход - это не передвижение на расстояние, а прохождение туристского маршрута с полноценным краеведческим изучением района путешествия.
Сложно недооценить воспитательное значение похода. Известно, что туризм имеет огромные воспитательные возможности. Начинается этот процесс с выработки ответственности за порученное дело, причем сложные условия спортивного похода улучшают понимание своей ответственности за выполнение порученных обязанностей. В любом походе участники сталкиваются с не совсем привычным образом жизни. Дискомфортные условия существования характерны для всего маршрута. Все эти факторы требуют проявления дисциплины, выдержки, дружелюбия, взаимопомощи.
Еще в процессе занятий по туризму и подготовки ребенка к походу у родителей не остается опасений и вопросов о безопасности детского туризма. Даже наоборот, родители с большим интересом следят за жизнью объединения, активно включаются в работу и подготовку детей к соревнованиям или походу.

Дмитрий КОВАЛЬКОВ,
педагог дополнительного образования Московского детско-юношеского центра экологии, краеведения и туризма