Великий, смелый, великолепный
«Немецкая музыкальная культура» - так называется цикл занятий, который подготовили для учеников школ №1434 и №1329 сотрудники концертного комплекса «Филармония - 2». Первый урок посвящен органной музыке. Рассказ об истории этого удивительного музыкального инструмента, знакомство ребят с его внешним видом и устройством, и… в концертном зале зазвучали первые звуки органа. Молодой московский музыкант, лауреат международных конкурсов Игнат Изотов - настоящий виртуоз и волшебник, он извлекает из инструмента звуки необычайной мощи и красоты, проникающие в самое сердце. Не зря органную музыку называют божественной. И не только потому, что орган - инструмент прежде всего церковный и его торжественные звуки сразу переносят в воображении под величественные своды католических соборов. Но и потому, что органная музыка настраивает человека на философские размышления о земном и божественном, о сиюминутном и вечном. И как тут не согласиться с французским классиком Оноре де Бальзаком, сказавшим, что «орган - поистине самый великий, самый смелый, самый великолепный из всех музыкальных инструментов, созданных человеческим гением. Это целый оркестр, от которого искусная рука может добиться всего»!
- Это урок творческий! - восклицает Галина Соколова, административный директор концертного комплекса «Филармония - 2». - И самое главное - он проходит не в классе, а в концертном зале, причем одном из лучших концертных залов Москвы. Ребята ознакомились не с классическим органом, а с современным, цифровым (его специально для нашего зала изготовила одна из лучших немецких органостроительных фирм). Инструмент оснащен мощнейшим компьютером, в памяти которого хранятся голоса множества известных органов. В век цифровых технологий это, конечно, вдвойне любопытно для ребят: как живую музыку можно записать на инструмент и воспроизвести звучание, например, четырех органов.

Эпитеты и ассоциативный ряд
Одно за другим звучат произведения для органа Яна Питерсзона Свелинка, Дитриха Букстехуде, Йоганна Себастьяна Баха, Феликса Мендельсона. А когда затихает последний звук, школьники даже не сразу приходят в себя. Какое-то время в зале стоит удивительная тишина - так глубоко все погрузились в музыку. Но вот ребята зашевелились, зашумели, «вернулись» из музыкального путешествия, и им предложили выполнить творческое задание: подобрать эпитеты (на немецком языке, разумеется!) для органной музыки и выстроить ассоциативный ряд (как в игре «синквейн»). Не зря же ребята загодя готовились к этому уроку - учили дома новые немецкие слова, музыкальные термины, имена композиторов.
Интересен ли был такой урок? Очень! Полезен? Бесспорно! Учитель немецкого языка школы №1434 Нелли Хайруллина до сих пор с удовольствием вспоминает, с каким интересом ее ученики рассматривали устройство органа (многие видели его впервые!), слушали музыку, подбирали слова на немецком, чтобы описать свои впечатления:
- Не зря же говорят, что знание языков расширяет кругозор! Это был мультипредметный урок: немецкого, музыки, истории, страноведения, МХК. Я видела по глазам ребят, что было интересно, было необычно! И самое лучшее подтверждение ее словам - то, что некоторые ученики решили дальше изучать и развить эту тему в своих индивидуальных проектах. Мария Фроликова, ученица 8‑го «Ф» класса, считает:
- Орган показался мне очень интересным инструментом, и я решила сделать проект, который называется «Органное путешествие по Австрии». Когда я ездила в Вену, меня восхитило множество разнообразных органов в соборах этого города. Захотелось узнать о них больше - и вот появилась такая возможность! А недавно к нам в школу по обмену приезжала группа учащихся из старейших гимназий Вены - Шоттенгимназии. Мне удалось поговорить с учителем русского языка, патером Себастианом. Он рассказал про орган Шотландского монастыря, находящегося на территории Шоттенгимназии.
Что же дальше? А дальше - еще интереснее! Учащихся школы №1434 ждет целый цикл уроков в филармонии. Так, в декабре - рождественские истории братьев Гримм - небольшие театральные сценки, литературно-музыкальные композиции в сопровождении музыки Брамса и Шумана и, конечно же, традиционные рождественские сладости! Это было не только интересно, но и вкусно!

Продолжение следует...
Следующие уроки будут посвящены истории симфонии и немецкому романтизму. И все это в сопровождении увлекательных рассказов и прекрасной музыки! Так что Die Fortsetzung folgt. То есть продолжение следует…

Полина КОРАБЛЕВА, ученица 9‑го класса школы №1434;
Ирина ТИН, главный редактор газеты «Портфель #1434»