Если попытаться обозначить самый трудный год школьной жизни, то конкурировать в этом вопросе, пожалуй, будут ее начало и ее окончание - первый и одиннадцатый классы. Трудности, естественно, везде свои. С одной стороны, это трудность принципиально нового уклада жизни, с другой - трудность выбора и одновременно ответственность за этот самый выбор. И ключ к успешному окончанию школы, несомненно, лежит в плоскости выбора того или иного экзамена. Как правильнее подойти к вопросу выбора экзамена?

Выбор экзаменов
Опыт показывает, что тот или иной экзамен ребята выбирают исходя из совершенно разных предпосылок. Кто-то пытается подойти к проблеме выбора исключительно конъюнктурно, кто-то не может отказать в выборе своим родителям, кто-то выбирает то, что ему действительно интересно. И, надо сказать, не всегда три эти множества имеют друг с другом общие точки.
Чем первые два примера принципиально отличны от третьего? Все мы уже успели заметить исчезновение ряда сфер профессиональной деятельности: модифицировались многие рабочие профессии, в экономической и юридической сферах часть вопросов решается с помощью современной вычислительной техники; утверждается, что приходящие сейчас в школу ребята уже не будут получать водительского удостоверения, и т. п. Реально ли все это учесть при выборе экзамена? Реально ли все это учесть исходя из конъюнктурных соображений? Готов ли выпускник школы, делая выбор в пользу той или иной сферы деятельности, просчитывать на много ходов вперед? Каждый на эти вопросы ответит по-своему. Каждый ответ будет по-своему мотивирован, обоснован.
Учеба в радость
Чем же может помочь будущему выпускнику в этом непростом выборе школа? Современная школа предоставляет выпускнику широкие возможности, в том числе благодаря разнообразным проектам профильного обучения, профориентационным мероприятиям, которые проводятся в масштабе города. И, пожалуй, самая главная цель любого школьника (именно школьника, не только выпускника) - используя предлагаемые возможности, подобрать себе в школе то, что больше нравится, то, что интересно в большей степени, и, конечно же, непрерывно развиваться в выбранном направлении. Ведь без подлинного интереса, идущего изнутри, невозможно на должном уровне освоить тот или иной предмет, невозможно быть шире и глубже материалов, диагностируемых во время экзамена. Такой интерес, несомненно, учебу из тяготы превратит в радость. Эта радость будет не просто радостью осознания успеха, эта радость позволит, анализируя свои взлеты и падения (а как же без них), снова и снова приступать к выбранной «штанге», не отклоняться от выбранного пути. Самый главный совет школьнику, будущему выпускнику - найти в своей жизни (пусть пока только лишь школьной) ту сферу, которая наиболее интересна; уделять этой сфере особое внимание; осознавать, что учение не заканчивается уроком. Тогда и выпускной экзамен не будет тем испытанием, которое хотелось бы миновать и забыть об этом, как о кошмарном сне. И результаты экзамена будут приятно радовать. Современная школа готова выпускнику в этом помочь!

Как я сам сдавал ЕГЭ по физике
На свою работу (а мне доводилось не только учить физике школьников и студентов, быть членом жюри олимпиад по физике, написать в соавторстве учебник по физике, но и работать в Федеральном центре тестирования) всегда интересно посмотреть с другой стороны. Особенно интересно посмотреть глазами выпускника. Поэтому было принято решение попробовать свои силы в сдаче ЕГЭ по физике. Содержание и структура заданий мне были известны по роду основной деятельности, однако, несмотря на это, элементы волнения были. Наверное, самой большой трудностью для меня при написании работы была невнимательность при чтении условий задач, вылившаяся в попытки найти ошибку в условии, а не в решении. С этой трудностью я успешно поборолся, задачи были хорошими, некоторые - с физической изюминкой (что мне, как физику, было очень приятно видеть). Для выполнения работы мне хватило трех часов. Естественно, случались и мои недочеты. Потом была апелляция. В итоге 98. В этом месте хочется искренне поблагодарить город за возможность поучаствовать в таком ответственном мероприятии!

Павел БОКОВ,
директор школы на Юго-Западе №1543