Такие люди, рожденные, чтобы изменять общественную парадигму, появляются из ниоткуда. Их считают безумцами, сторонятся, а спустя время превозносят как гениев. Но почему они безумцы? Оттого что они иначе мыслят, или причиной этого то, что они не боятся делать шаг вперед, шаг навстречу неизвестному? Имена таких людей у всех на устах: Галилей, Дарвин, Тесла… Но почему же мы забываем одних и помним других? Мне кажется, это зависит от того, что они оставили после себя. Мне кажется, что каждый современный учитель должен быть своего рода безумцем, новатором, пытающимся изменить жизнь своих учеников в лучшую сторону. Ведь каждый из нас, прежде чем стать учителем, был учеником, и если мы попытаемся вспомнить наших педагогов, то в сознании возникнет образ тех, кто удивлял нас, будоражил наше воображение.
Я считаю, что современная система образования не справляется с вызовами времени. Существует теория, согласно которой самые первые школы возникли не ради обучения, а для того чтобы занять стариков и детей - две категории населения, которые, увы, были обузой для всего трудоспособного населения. К сожалению, современная школа рисует именно такую картину. Из-за обилия уроков, домашних заданий и кружков складывается впечатление, что основная цель школы - это не научить, а просто занять время учеников, чтобы родители не переживали за своих чад, находясь на работе.
Мы часто наблюдаем, как дети либо полностью отказываются посещать учебные заведения, либо делают это с ярко выраженным нежеланием. Как изменить это? Вот о чем стоит задумываться всем настоящим учителям. Я считаю, необходимо сделать процесс обучения живым. Популярная десятилетия назад методика «говорящей головы», когда педагог много знает и рассказывает об этом детям, а они в свою очередь запоминают и воспроизводят услышанное, давно потеряла актуальность. Важно суметь грамотно организовать занятие для ребенка, сделать его разноплановым, интересным. Да, это сократит количество передаваемой информации, но, с другой стороны, поможет качественно изменить соотношение «услышал - запомнил». Современный учитель - это не рупор, который должен выдать как можно больше информации за отведенные ему сорок пять минут. Он должен стать проводником в мир, как бы странно или, напротив, банально это ни звучало. С развитием технологий, Интернета каждый человек получил доступ к огромному количеству информационных ресурсов, но он легко может в них потеряться.
Школа не должна учить, школа должна научить учиться. И это тот вызов, с которым школа не очень хорошо справляется. Каждый учитель привык видеть себя единственным и непревзойденным авторитетом, именно это представление о своей роли в образовательном процессе и является самым серьезным препятствием в формировании новой школы. Согласитесь, можно сколько угодно внедрять новые технологии, вводить новые методики обучения, но, если сами учителя не готовы меняться, вряд ли можно надеяться на положительный результат.
Я считаю, что школа должна служить своеобразным компасом для ребенка, указывать ему путь и учить, как самостоятельно его пройти. Ведь современному ребенку предстоит тернистый и неопределенный путь. Список самых востребованных профессий меняется каждые несколько лет, при этом невозможно предсказать, в какую сторону подует ветер перемен. Добавим сюда постоянное появление новых наук и поймем, что перед следующим поколением открыта бездна возможностей, воспользоваться которыми оно сможет лишь в том случае, если будет готово успешно самообучаться и адаптироваться в меняющихся условиях.
В последнее время в системе образования все чаще звучит призыв пе­рейти к индивидуальному подходу в обучении. Но, если заглянуть в школу, мы легко увидим, что этот подход не реализуется в принципе или же его невозможно реализовать по объективным причинам (например, из-за величины класса). А ведь в каждом от рождения есть таланты, которые делают нас неповторимыми, достойными восхищения, но они старательным образом «выметаются» из нас. Остается лишь оболочка, наполненная стереотипами и догмами. Все мы рано или поздно взрослеем, становимся самостоятельными и живем собственной жизнью. Современная система образования замуровывает детей в кокон, сотканный из обязательств, продуманного плана жизни и жестких нормативных рамок. Во многом вина за это лежит на родителях, но именно учителя выступают в роли инструментов, кующих наше будущее. Поэтому мы должны разрушать консервативные методы обучения, пытаться вдохновлять своих учеников, раскрывать их, тем самым помогая делать шаг на пути к своему истинному становлению. Общество всегда навязывает некую форму мышления, но полюбившийся всем учитель может сломать эти преграды, дать детям новое дыхание и в каком-то смысле свободу.
Carpe diem - «ловите мгновение» - вот то кредо, которое необходимо заложить в сердце каждого ребенка. Нужно научить его меняться, быть готовым к вызовам современного мира. Нужно гореть своей профессией, стараться изменить жизнь своих учеников. Мы помним гениев, которые оставили после себя материальное наследие, но не помним других, хотя, возможно, их наследие намного дороже. Мы должны дать шанс современным ребятам жить и наслаждаться жизнью, замечать прекрасное во всем, а не просто существовать.

Энвер МЕМЕТОВ, учитель истории школы №950, призер конкурса «Педагогический старт»-2019