​Школа готовит нас к жизни в мире, которого не существует.
Альбер Камю


Смею предположить, имея такую возможность, существенных изменений для своей будущей жизни вы не добьетесь.
Подводя разговор к теме данного эссе, я для начала упомяну несколько проблем нынешних школ. Заранее стоит напомнить, что ситуации и школы разные, но отрицать проблемы, о которых будет идти речь, как минимум глупо.
Во-первых, российские школы, даже несмотря на «неприкосновенность» ребенка в современном мире, по-прежнему сурово наказывают учеников за малейшие ошибки заниженными оценками, упреками, временами  оскорблениями. К сожалению, это обсуждается в недостаточной степени. Возможность наказания вызывает в детях постоянное чувство тревоги, боязни отвечать. Но, не отвечая и не ошибаясь, ребенок не испытывает свои знания, а значит, стоит на месте. Здесь лишь достаточно взглянуть на опыт других стран и перенять их методику.
В школах по-прежнему существует традиция воспитания подчинения, которая не учитывает личность ребенка, несмотря на все громогласные выступления методистов об индивидуальности учеников. В настоящее время многих детей отправляют участвовать во всех олимпиадах, конкурсах и прочих мероприятиях без их согласия, так как они «собственность школы». И такая ситуация относится не только к ученикам, но и к учителям, и к директорам. Это замкнутая система. Помимо этого ребенка учат уважать взрослых не через личные примеры и заслуги, а через страх. Дальнейшей же целью такого ребенка остаются только попытки добиться одобрения взрослого, оставаясь покорным и смиренным. В противном случае ребенок становится «трудным».
Имея различное множество школьных предметов, ребенок должен в той или иной степени овладеть каждым из них, тогда как преподаватели владеют только своим предметом. И, как показали результаты недавнего конкурса «5 на 5», многим учителям пришлось практически с нуля зубрить азы школьной программы. Тогда есть ли смысл в том, что приходится учить ребенку сейчас? Ответ не может быть однозначным. Однако все перечисленные проблемы могут сформировать синдром отличника, что не совсем благоприятно для ментального развития ребенка. А могут, наоборот, подавить само­оценку из-за неспособности соответствовать такому ритму.
Вернувшись в школьное время, современный взрослый просто заново пройдет уже знакомый путь с минимальными изменениями для будущего, даже имея высокую мотивацию. Несмотря на МЭШ, оборудование, разделение классов по направлениям, узконаправленные конкурсы, дополнительные программы обучения, выпускник будет по-прежнему не готов к миру за стенами школы.
Причины множества проблем, которые были перечислены и опущены, заключены в неправильных установках для школ, несоблюдении условий, которые школа должна создавать. Это простая математика: нельзя требовать с человека платы по 100 рублей, если он получает 90. Так же и со школой: нельзя требовать от педагогов-предметников высоких результатов по достижениям среди школьников, если этих школьников на уроке 30, а урок  45 минут. Где здесь имеет место индивидуальный подход? Как детям, не занимаясь с репетитором и на дополнительных курсах, научиться свободно говорить на английском, целым классом сдавать ОГЭ и ЕГЭ на высокие баллы? На мой взгляд, классы уже давно пора делить на небольшие рабочие группы для большей эффективности на уроке.
Но все это только вершина айсберга. После окончания 11-го класса вы более-менее умеете считать, писать, читать. Немножко понимаете иностранный язык и понимаете, где у вас находится печень и селезенка. Знаете десяток или два ученых, факты из различных дисциплин. Но достаточно ли вы определились с той сферой деятельности, которой хотите посвятить свою жизнь в дальнейшем? Где учиться и работать? По статистике, как минимум половина выпускников вузов работают не по специальности. А все из-за недостаточной профориентационной деятельности и дальнейшей подготовки по направлению в школьные годы.
Но даже если вы и определились, что хотите изучать и делать, будет ли это являться успехом во взрослой жизни? Неужели школа развила ваш интеллект на эмоциональном уровне в достаточной мере? Научились ли вы непрерывно учиться самостоятельно и любить это дело? А что насчет грамотного распределения времени, умения вести переговоры, составления сметы, управления стрессом и многих других крайне необходимых во взрослой жизни умений? Речь идет о soft skills. Это острая проблема для многих школ, так как крайне трудно развивать все эти качества, имея многочисленный список других требований по ФГОС. Данная область крайне слабо развита, а ведь будущее именно в этом.
Критикуя, предлагай. Как было сказано ранее, нужно разбить классы на небольшие группы на всех предметах и ввести смежные предметы, где задача - это не вывести x или y, а найти применение формулы в обыденной жизни; не заучить диалог на английском языке по образцу, а постараться убедить собеседника в той или иной вещи. Идея должна быть ясна.
В завершение скажу, что, несмотря на все прелести школьной жизни, талантливых учеников и не менее талантливых учителей, а также всю помощь государства в развитии школ, многие педагоги России, такие же среднестатистические выпускники школ в прошлом, как и я, отчетливо видят множество проблем, которые все еще стоят перед образованием и ждут своего решения. И если мы хотим иметь сформированных и всесторонне развитых личностей после школы, нужно больше экспериментальных и кардинальных изменений. А на данный момент ситуация такова: школа должна развивать soft skills, школа может, но не делает.

Владислав МЕДВЕДЕВ,
учитель английского языка школы №1420, призер конкурса «Педагогический старт»-2019