Дело в том, что не бывает медалей без обратной стороны, а значит, всегда существуют проблемы, наименее популярные в народе, но от этого не менее актуальные относительно раскрученных тем. И я настроил себя, что после освещения темы «Педагогического старта»-2019 постараюсь раскрыть самую колючую, самую острую часть вопроса, осторожно соблюдая баланс между дозволенным и запрещенным. Но вот нам представляется тема: «Что должна школа? Что она умеет, а что делает?..» И, по сути, сам вопрос - это острая и сложная тема, подразумевающая под собой целый ворох подводных камней. Сразу хочется уточнить: а кому должна? А что значит «умеет»? Делает в смысле «как умею, так и делаю» или в смысле «это можем только мы, потому что мы профессионалы»?
Только представьте себе: школьная пора - это длительнейший период в жизни каждого человека. Что происходит в этот период? На что направлена деятельность человека в это время? Ответ один: развитие! И это действие уникально! Мы не учимся целенаправленно добывать пищу или выполнять какую-то единичную функцию - в этот период человек может стать кем угодно! Львы обучаются охоте, и их судьба - стать хищниками на их территориях. Сурикаты обучаются вовремя находить опасность и, повзрослев, ведут себя как глашатаи стаи перед лицом угрозы и никак иначе… Но у человека все по-другому. Наивные, чистые, открытые для всего нового дети, вступая под школьные своды, не знают, кем они будут, окружающие их опытные взрослые не могут определить судьбу, ожидающую эти незапятнанные души. Так что же должна в таком случае школа? Насколько однозначный ответ можно дать на этот вопрос? Кто может взять на себя ответственность, чтобы обозначить минимальные рамки обязанностей школы?
Начнем с исполнителей этих обязанностей - педагогов. Для организации деятельности педагога существует Закон «Об образовании в РФ», в котором четко оговариваются минимальные требования к учителю, а также перечисляются границы его влияния на жизнь детей. Но я хочу сразу обозначить свою позицию на этот счет: я считаю абсолютно некомпетентными педагогов, прикрывающихся от требований к ним законом. Я сам являюсь учителем и понимаю, о чем говорю. Для обоснования этой позиции задам один вопрос: «Кто для кого идет в школу: учитель для детей или дети для учителя?» Вся наша работа - это дети… Не важно, какой предмет ведет преподаватель, важно, для кого он его ведет! Для детей. И при прикосновении к этой линии рассуждений меня озарило: разве имею я, как представитель школы, право единолично отвечать на вопросы «Что я должен?», «Что я умею?» и «Что я делаю?»?
И вот тогда ко мне пришла идея спросить об этом своих учеников. Что, по их мнению, школа должна делать? Что они считают правильным и не правильным в образовательном процессе? Опрос я проводил во всех параллелях, начиная от начальной школы и заканчивая старшей. Многие, конечно, смущались или воспринимали это не очень серьезно, но я все-таки постарался обобщить озвученные идеи.

Школа должна: 1) дать ребенку базовые знания по основным предметам; 2) научить взаимоотношениям в коллективе; 3) заинтересовать и научить ребенка получать знания самостоятельно.

Во-первых, хочется отметить обязательность индивидуального подхода к каждому ребенку… Честно говоря, этот пункт вообще для меня является основным: как представитель демобилизованной части мужского населения я не переношу отношения к обществу как к стаду, расчесываемому одной гребенкой… В современном мире, когда даже в садике дети обращаются с техникой лучше, чем некоторые взрослые, просто необходимо с самых пеленок находить и подчеркивать в человеке личность… Это единственный путь к успеху в работе с отстающими детьми, и это же великолепная возможность усовершенствовать знания успешного ребенка… Многие опрошенные начинали свои ответы именно с этой мысли: надо понять их самих, понять причины их поступков и пути решения проблем…

Школа должна расширять кругозор учеников, позволяя им высказывать свое мнение на ту или иную тему, будь то литературное произведение или же просто какое-то правило. Также школа может больше показывать на примерах, как тот или иной предмет пригодится в жизни, его связь с другими предметами и окружающим миром в целом. Думаю, еще стоит сказать, что школа должна содействовать раскрытию талантов учеников (например, в спорте или искусстве), а не акцентировать внимание только на учебе.

Иногда для учащихся проще открыться своему учителю, чем родителям. Это, по моему мнению, показатель максимального уровня педагогического мастерства.

В начальной школе главное, на мой взгляд, не задавить ребенка, не заклеймить, не навесить ярлыки, ведь у каждого своя скорость. Иначе он будет все оставшиеся школьные годы пытаться соответствовать, доказывать обратное или смирится. В средней школе нужно разжечь интерес к предметам. Без начальной искры не будет пламени. Не все дети станут математиками или литераторами, но никто не забудет ярких, интересных уроков, харизматичных педагогов. В старшей школе необходимо научить учиться, предоставить больше самостоятельной деятельности и ответственности за результат.

Насколько все это умеет школа? Сложно ответить, ведь это во многом зависит от самого педагога. Но, будем откровенны, этому пункту никак не способствует увеличение численности обучающихся в одном классе. Не совсем правильная интерпретация понятия «инклюзивное образование» может привести нас совсем в иную сторону: абсолютно несочетаемые по уровню образованности и жажды развития дети собираются в общую массу, в которой сильным детям скучно выполнять базовые примеры, а немотивированные с большим трудом осваивают низкий уровень, так как отрабатывать его не хватает физического времени. В результате все в проигрыше… Этот пункт безумно задевает меня, притом мне хватает понимания, что время во взрослом мире - это еще и деньги, и нет возможности оплачивать труд двух учителей, работающих в двух классах по 15 человек, так же как труд одного учителя с классом в 25-30 человек. Это проблема, которую я, к сожалению, не в силах решить единолично… Поэтому мне сейчас ничего не остается, кроме как перейти к остальным, более оптимистичным, пунктам.
Во-вторых, школа должна учить детей. Да-да, действительно многие дети это осознают. Более того, мне очень понравилось рассуждение о дифференцированности процесса обучения: в начальной школе не должно быть никакого оценивания, только поощрения за хорошую работу, причем как от школы, так и от города. Считаю это очень интересной идеей (особенно на фоне общей тенденции к отказу от оценивания) и могу сказать, что если сейчас этого в школе нет, то есть ощущение, что мы находимся на правильном пути. В средней школе должен быть мощный акцент на обучении всем азам наук, большом количестве конкурсов и олимпиад, направленных на ориентирование самого ребенка в его предпочтениях. В старшей школе необходимо научить учиться, предоставив постепенную профилизацию по интересующим направлениям.

Что должна школа? Хорошо учить. Чтобы учителя были добрые и умные. Должна давать знания, дисциплинировать, более подробно знакомить с профессиями, чтобы к 10‑му классу ребенок мог понять, что ему интересно и чем он хочет заниматься в будущем.

В-третьих, на базе школы должны и дальше развиваться дополнительные занятия по внеурочным направлениям. В этом плане радует тенденция по умножению кружков и секций на территориях самой школы, что дает интересующимся детям возможность тратить меньше времени на преодоление расстояний до интересующих клубов.

Дети считают, что школа должна:
1. дать хорошее образование;
2. научить любить школу и школьные предметы;
3. научить их находиться в обществе и общаться со сверстниками.

Также многие дети считают, что именно школа обучает правильному взаимоотношению между людьми, учит быть терпимыми друг к другу и даже любить. И мне кажется, что это действительно так. Школа для ученика - это не образовательное учреждение. Это неотъемлемая часть жизни, без которой невозможно прожить.

Родители считают, в школе необходимо:
1. улучшить питание;
2. больше бюджетных кружков.

Так и должно оставаться, ведь самое главное, что должна делать школа и все работающие в ней люди, - это любить своих детей, искать любые возможности для их развития, не гоняться за собственными рейтингами и соперничать между учебными заведениями, а вкладывать все ресурсы в каждого ребенка.

Дмитрий ЗАЙЦЕВ,
учитель физики и астрономии школы №534, призер конкурса «Педагогический старт»-2019