С самого утра приходят теплые и искренние сообщения с добрыми пожеланиями и словами благодарности. «Надо поторопиться», - сказала я себе и скорее побежала вниз по ступенькам, заострив внимание на почтовом ящике, из которого виднелся белый уголок письма. «Наверное, мама», - подумала я, схватила письмо и побежала в школу. Сегодня у нас было несколько образовательных семинаров для учащихся, а для учителей было организовано чаепитие. Налив чашку чая, я с нетерпением принялась читать письмо от мамы.
«Здравствуй, моя дорогая дочка. Спешу поздравить тебя с нашим профессиональным праздником. Хочу пожелать тебе вдохновения, чтобы любовь к тому, что ты делаешь, только приумножалась с каждым днем. Читаем с коллегами кричащие заголовки газет - «Практико-ориентированная система образования», «Чему должна учить школа?», «Образование-2029» - и множество статей. Оказывается, у вас полностью изменились названия предметов и методика их преподавания. Что же у вас там так изменилось в системе образования? Какие знания теперь получают ваши дети? У нас, в нашем 2019 году, все по-прежнему спокойно: активно используем МЭШ, и нам этого вполне достаточно. Жду с нетерпением твоего ответа».
Дочитав письмо, я отправилась к своим учащимся на семинар, прокручивая в голове мысль о том, как мне хочется вернуться домой, взять ручку и рассказать маме, что у нас изменилось и насколько это оказалось полезно для наших учеников.
Вечер, 17.30 на часах, захожу домой с улыбкой от мысли, какой замечательный сегодня был день. Вспоминаю мамино письмо. Взяв ручку и тетрадный лист, приступаю к написанию ответа...
«Здравствуй, моя дорогая мама. Я тоже поздравляю тебя с праздником. Спешу рассказать тебе о том, что изменилось в нашей системе образования. Да, теперь все у нас направлено на то, чтобы ученики с младшего школьного возраста получали знания, которые непосредственно пригодятся им на работе и в жизни. До 2029 года я часто слышала от своих учеников старших классов фразу: «Все, что мне преподают, к сожалению, не пригодится во взрослой жизни». После подобных комментариев я задумывалась: «Что мне реально пригодилось и помогло из школьного курса в моей жизни?» Проанализировав те 11 лет, что я обучалась в школе, могу точно сказать: мне дали общие академические знания, и благодаря своему учителю английского языка я являюсь его коллегой, живу и дышу своей профессией. А где же те жизненные основы и практические знания, которые мне помогают жить в современном, постоянно развивающемся мире? Что значит «учить» для современного учителя? Ответ был логичным: это значит формировать у своих учащихся целостную систему знаний, которая поможет им адекватно воспринимать различные жизненные ситуации, грамотно и логично действовать в них. Выпускник, покидая стены школы, должен обладать ключевыми компетенциями, которые помогут ему занять достойное место в жизни. Мама, а ты когда-нибудь вдумывалась в смысл уже привычного для нас словосочетания «школа жизни»? Для меня это именно та школа, которую мы не ставим в приоритет, хотя следовало бы. Ведь именно в школе ученики учатся слушать и слышать, выстраивать взаимоотношения, понимать проблемы друг друга, жить, взаимодействуя со своими товарищами. Школа преподает всем известные предметы - математику, физику, литературу и множество других. Я помню мучительные и сложные для меня уроки алгебры, где мы изучали тождества, функции, уравнения и прочее. А теперь у нас нет таких предметов и все совсем по-другому. Например, у нас появился «Грамотный расчет», где помимо основных алгебраических знаний школьник получает практические навыки: как платить налоги, как рассчитывать сумму кредита с процентами или ипотеку на все виды жилья. Предмет «Обществознание» заменили на «Психологию семейной жизни»: теперь ученики изучают взаимоотношения полов, чтобы в будущем создавать крепкие семьи и избегать разводов. Уроки технологии заменила «Школа ремонта»: учитель обучает своих подопечных ремонту квартиры, подготовке дизайн-проекта, чтобы каждый уголок дома был полезным и практичным. Теперь предмет «Право» заменили на «Услуги государства», на нем дети знакомятся с порталом государственных услуг и его возможностями. Вместо экономики появился предмет «Управление деньгами», на котором школьники учатся распоряжаться собственным бюджетом, получают знания о том, как правильно копить деньги и выбирать банк для открытия сберегательного счета. Ну что скажешь об этом, мама? Хотела бы ты сейчас оказаться в школе 2029 года? Я тебе рассказала лишь о малой части изменений. Думаю, этого будет достаточно, чтобы у тебя сложилось какое-либо мнение. Очень жду твоего ответа. Крепко обнимаю».
Дни шли один за одним, каждый начинался с чашки кофе и заканчивался проверкой тетрадей, а письмо от мамы так и не приходило. Спустя неделю я наконец увидела заветный белый уголок бумаги в своем почтовом ящике. Взяв в руки письмо, я почувствовала знакомый сладкий запах духов, и этого было достаточно, чтобы понять, что это весточка от любимой мамы. Теперь я уже не бежала в школу. Я медленно шла по мокрой золотой листве и читала мамино послание.
«Моя дорогая дочка, я несколько раз перечитывала твое письмо и не могла поверить, что такое возможно. Долго думала и обсуждала с коллегами, какие все-таки знания должен получать школьник и нужна ли нам «классическая школа»? Я могу смело сказать, что мне очень хотелось бы оказаться в вашем 2029 году. Я и мои коллеги мечтаем учить наших детей практическим вещам, которые они смогут применить во взрослой жизни. Очень важно давать им жизненные навыки, которые помогут нашему поколению достигать поставленных целей, не тратя время на изучение голой теории. Действительно, очень важно научить ребенка правильно распоряжаться бюджетом, распределять свой доход или решать конфликты в семье. Было бы полезным также помочь детям добиваться поставленных целей и планировать свое время. Еще я бы предложила ввести предмет «Здоровое тело», где дети будут учиться сочетать продукты и правильно питаться, чтобы в дальнейшем не иметь проблем с лишним весом и здоровьем в целом. Прочитав твое письмо, я сделала вывод, что, безусловно, полностью предметы заменить нельзя, так как основа знания в какой-либо области закладывается благодаря базовым дисциплинам - русскому языку, физике, географии. Но не все предметы школьной программы соответствуют требованиям современного общества и помогают достичь личного благополучия. Все-таки задача школы состоит в том, чтобы подготовить человека к жизни в современном мире, научить ориентироваться в обществе и уметь обеспечивать себя. Очень жаль, что мои коллеги и я придем к этому только спустя 10 лет. Не забывай рассказывать, что еще у вас происходит. Буду с нетерпением ждать, твоя мама».
На часах 23.00, пора ложиться спать, но как же теперь уснуть, когда мы затронули такую важную тему: чему должна учить школа, что она умеет и что делает? Как бы мне сейчас хотелось оказаться рядом с мамой в ее школе 2019 года и провести пару обычных и таких привычных для меня уроков! Сможем ли мы привыкнуть к новой системе образования или все-таки будем очень скучать по тому, что было раньше? Думаю, на этот вопрос ответит только время...

Ирина ЛАМЗОВА,
учитель английского языка школы №448, лауреат конкурса «Педагогический старт»-2019