В процессе роста человек неизбежно приходит к осознанию своего места в большом мире. Помогают ему в этом непростом и жизненно важном выборе школа, семья, социальное окружение и нравственные ценности общества.
Конвергентное обучение направлено на формирование такой междисциплинарной образовательной и воспитательной среды как на уроке, так и во внеурочной деятельности, в которой школьники будут воспринимать мир как единое целое, а не как школьное изучение отдельных дисциплин.
Концепция нашего школьного музея «История народа - история семьи» и его функционирование на протяжении двух десятилетий предоставляют педагогическому коллективу возможности формирования конвергентных компетенций учеников. Музей посвящен истории евреев России в ХХ столетии, это многолетний образовательный и воспитательный проект школы. Создание музея в 1999-2001 годах имело целью совершенствовать образовательный процесс: создать интегрированные курсы, включить музейную работу в систему практических занятий предметов гуманитарного цикла. Одно из важнейших направлений работы музея - сбор и обеспечение сохранности материальных свидетельств прошлого, семейных, личных воспоминаний, их анализ и применение в деятельности музея. Музей предполагает непосредственное участие детей в его организации и практической работе. Экспозиция музея размещена в 16 залах общей площадью 150 кв. м и состоит из трех самостоятельных разделов: первый посвящен истории еврейской семьи в первой половине ХХ века, второй - послевоенному периоду, а третий - современности. Исторический профиль музея не ограничивает его образовательные возможности, его направленность постоянно расширяется в сторону различных областей человеческой деятельности.
Много лет в рамках музейной педагогики осуществляется проект «Корни». Ребята изучают родословные своих семей, где в качестве основного материала выступают семейные воспоминания. Вопросами их сбора, обработки, анализа и использования занимаются ученики. Важный момент этой работы - взаимодействие и общение трех поколений семей: бабушек, дедушек, родителей и детей. Результатом проекта бывают семейный альбом, поисково-исследовательские и этнографические экспедиции, поездки по местам массовой гибели во время холокоста, сценарии, спектакли, фильмы. В 2018-2019 учебном году к Дню памяти жертв холокоста был поставлен спектакль «Моя украинская мама». В основу сценария положена реальная история. В годы Великой Отечественной войны прабабушка ученика 7‑го класса Глеба Хохлова прятала в своем доме раненного в бою солдата. Спасала, рискуя жизнью своей семьи. Молодой человек остался жить и долгие годы в письмах называл свою спасительницу «моя украинская мама». Спектакль - это форма представления результата проектной деятельности. В работе над проектом ребята приобретали навыки сбора и обработки информации, умения выбрать необходимую информацию и правильно ее использовать. На основе отобранной информации ученики создали литературный сценарий и воплотили его театральными средствами. Проект осуществлялся на стыке наук - истории, географии, литературы и театрального искусства. Участники проекта продемонстрировали мотивацию на творчество и готовность к сотрудничеству. Деятельность музея не ограничивается рамками его стен. Проект для старшеклассников «Связывая разорванную нить» - это исследовательские зарубежные экспедиции. Каждой такой поездке предшествовала серьезная и длительная подготовка. Она включала разработку маршрутов, логистику их проведения, изучение жизни и быта еврейского народа в данной стране. Ребята получали первоначальное представление об экономике, самобытности культуры и традиций. Навык междисциплинарного подхода, творческого развития, самодисциплины и индивидуального подхода к каждому потенциальному участнику поездки - это тот бесценный опыт конвергентного обучения, который получали старшеклассники и учителя в этом проекте.
Май - месяц Великой Победы! Результатом проекта 7‑х классов, который назывался «Колодец скорби», стала поездка группы детей, родителей, учителей и директора школы в Ставропольский край, в село Богдановка, где были уничтожены сотни мирных жителей, в том числе родственники наших учеников. Поездка стала возможна как результат большой учебно-исследовательской работы участников проекта.
В 2019-2020 учебном году проектной деятельностью в музее занимается группа восьмиклассников. Ребята учатся быть экскурсоводами по экспозиции. Групповой проект дает возможность юным экскурсоводам создать и освоить собственные методики проведения различных видов экскурсий. В ноябре ученики провели экскурсию по залам музея для взрослых педагогов - гостей школы из разных городов России. Уже состоялось знакомство с музеем детей-первоклашек. Интересно представить музейную экспозицию разновозрастным группам начинающим экскурсоводам помогли знания основ психологии общения, занятия по культуре речи, знание исторической эпохи, широкий кругозор. В декабре в музей приглашены дети из дошкольного отделения «Тинок» («Малыш»), для них подготовлена интерактивная экскурсия в игровой форме к празднику Ханука. Декабрьская встреча в музее предстоит ученикам 2‑х классов. Музейные экскурсоводы учатся находить интересные для определенного возраста темы экспозиции, планировать свою деятельность (каждый экскурсовод выбирает для глубокого изучения зал экспозиции, который ему интересен). Ученики получают первые навыки сбора и обработки информации, использования ИКТ, у них формируются навыки публичного выступления. Ребята-экскурсоводы проявляют лидерские навыки, а в работе с младшими классами проявляют себя в роли вожатых и умелых воспитателей.
Каждый год в наш музей приглашаются ветераны труда и ветераны ВОВ. Как душевно проходят эти встречи-беседы за чашкой чая с вкусными угощениями! Сколько искренней заботы, тепла и внимания отдают пожилым людям наши замкнутые на гаджетах подростки! Может быть, такие встречи помогут ребятам в выборе профессий, связанных с социальной защитой, опекой, медициной?
Музейная деятельность формирует у современного ребенка коммуникативные навыки: дети любят разговаривать, обсуждать, дискутировать, выражать свое мнение. История каждой семьи - это повод для разговора о многообразии мира профессий. Такие обсуждения помогают молодому человеку в дальнейшем выборе жизненных и профессиональных приоритетов.
Школьный музей и музейная педагогика как неотъемлемая составляющая современного образовательного пространства помогает выпустить из школы в жизнь креативного, критически мыслящего, владеющего основами научных методов познания, мотивированного на творчество, готового к сотрудничеству и осуществлению проектной и инновационной деятельности молодого человека.
Наш музей «История народа - история семьи» помогает юному человеку найти ответ на вопрос «кто я?», возвращая его к своим корням. Через это осмысление он обретает фундамент, на котором затем строится жизненная позиция, формируется благоприятная среда для межкультурного и междисциплинарного диалога. Участие в проектах школьного музея воспитывает в детях стремление к личностному росту.
Хочется верить, что конвергентное образование формирует у подрастающего человека самую главную компетенцию - быть счастливым человеком в современном быстроразвивающемся мире.

Ирина СУХОЛИНСКАЯ,
методист школы №1311