В районе Зюзино расположились два учреждения для таких детей: центр поддержки семьи и детства «Зюзино», в котором пребывают дети, оказавшиеся в сложной жизненной ситуации, и центр содействия семейному воспитанию «Каховские ромашки» Департамента труда и социальной защиты города Москвы, в котором могут одновременно проживать до 110 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. У этих детей особые потребности, но получают они основное и среднее общее образование в школах района.
Часто родители, оберегая детей от, как им кажется, дурного влияния, запрещают им общаться с теми, кто чем-либо на них не похож. Вот несколько историй из педагогической практики школы №2042 имени Лазаревых, которые расскажут об отношении учеников, их родителей и педагогов школы к детям «из приюта» (все имена изменены).

Игорь
Поступил в школу как воспитанник центра «Зюзино». Сирота. Был взят под опеку, но опекун от него отказался. Осиротел вторично. Зачислили в самый сильный 9‑й класс. Все удивлялись. Мальчик не похож на трудного ребенка. Серьезный, ответственный, начитанный. Через год был переведен в «Каховские ромашки». Учился хорошо. Успешно сдал экзамены, получил аттестат об основном общем образовании. Мы знали, что он обеспечен всем необходимым, но очень хотелось, чтобы он не чувствовал себя одиноким. Родители его одноклассников подарили ему смартфон на окончание школы, а администрация (за свой счет) приобрела костюм на выпускной. Игорь поступил в колледж, который скоро окончит. У него есть девушка. Он собирается сделать ей предложение, как только найдет достойную работу.

Арина
Сирота. Поступила в 9‑й класс. Выглядела колючим ежиком. Курила, употребляла ненормативную лексику. Однако одноклассники окружили ее теплом и дружеским участием. Занимались с ней по очереди, помогали готовиться к экзаменам. Сдала на четверки. Вредные привычки остались в прошлом, которое Арина не хочет вспоминать. Гордо писала заявление о зачислении в 10‑й класс. Приняли, конечно. Получила аттестат о среднем образовании и почти сразу же квартиру. Сейчас ждет ребенка и строит планы на будущее.
Саша
Саша поступила в школу из центра «Зюзино», куда попала из-за проблем в семье. Аккуратная и ответственная девочка. Учителя не могли нарадоваться: «Какая прилежная ученица!» Через два года по решению службы опеки девочку вернули в семью. Казалось бы, все должны быть счастливы. Но успеваемость девочки резко ухудшилась, она стала пропускать занятия. Тревогу забили не только учителя, но и одноклассники Саши, и их родители: «Спасите девочку!» Школа встала на защиту своей ученицы. Нас услышали и поняли. Сейчас Саша продолжает учиться в школе. Ее снова перевели в центр «Зюзино». С ее семьей работают специалисты.
Так, благодаря взрослым и детям в московских школах дают путевку в жизнь детям, которые не могут рассчитывать на помощь семьи.
Дети с проблемами со здоровьем, дети-мигранты, дети, оставшиеся без попечения родителей и оказавшиеся в сложной жизненной ситуации. Знаете, чем они отличаются от других? Ничем!
У них, возможно, разные потребности, но Москва дала им равные возможности.

Гаянэ АБРАМЯН,
и. о. директора школы №2042 имени Лазаревых