Ребята каждый день с удовольствием приходят сюда. Но есть одно «но», и в этом, наверное, схожи ученики абсолютно всех школ, - выполнение домашнего задания. Впрочем, не только ученикам выполнение домашки мешает жить. Родители школьников сетуют: нагрузка увеличивается, стрессы, связанные с тестированиями и всевозможным контролем знаний, множатся, дети мало спят, засиживаются над учебниками допоздна, родителям приходится после работы тоже садиться за уроки, потому как зачастую ребенок не может справиться с тем или иным заданием. Все эти факторы в целом влияют и на успеваемость, и, самое главное, на здоровье. Но недаром же школа №1279 носит название «Эврика»! Здесь нашли выход из положения. В 2019‑2020 учебном году в школе стартовал проект «Началка без домашки». В нем принимают участие пока только 2‑3‑е классы. Однако уже сейчас, спустя три месяца после старта, можно говорить об определенных позитивных результатах.
Согласно нормам ученики вторых и третьих классов должны тратить на выполнение домашнего задания не более полутора часов. Но реалии таковы, что дети тратят гораздо больше предполагаемого времени. По мнению многих экспертов в сфере образования, без домашнего задания у ребенка возрос бы интерес к учебе, появилось бы время для хобби и семьи, снизился бы уровень стресса и утомляемости.
Многие родители, желая снизить нагрузку и сохранить здоровье детей, меняют форму обучения на заочную или семейную. Закон «Об образовании в Российской Федерации» это позволяет. В соответствии с ним обучение в контингенте школы возможно в очной, очно-заочной и заочной формах. Вне образовательной организации предусмотрена форма семейного обучения для учеников 1‑9‑х классов.
Еще один факт от ученых: выполнение дома заданных в школе упражнений, примеров, задач никоим образом не связано с успеваемостью ученика. Университет Дьюка еще в 2006 году по результатам анализа пришел к выводу, что школьникам имеет смысл делать уроки только в старших классах. В том же исследовании ученые замечают, что задания могут приводить к усталости, стрессу и потере интереса к предмету. Сотрудники Института образования НИУ ВШЭ, проанализировав результаты международного исследования TIMSS, установили, что главные проблемы российского школьного образования в огромном объеме домашней работы и, как следствие, резком падении успеваемости в средних классах.
А значит, возникает вполне логичный вопрос: надо ли задавать домашнее задание? И если задавать, то всем ли? Ведь успешным детям ничего отрабатывать и не надо. В беседах с родителями мы часто слышали фразу: «Как здорово было бы, если бы домашние задания дети выполняли в классе под руководством учителя!» Мы стали думать, как выполнить этот социальный заказ.
Решение было найдено: проект «Началка без домашки». Он стартовал в 2019‑2020 учебном году и охватил пока учеников 2‑х и 3‑х классов. Надо сразу сказать, что мы не отказываемся от домашних заданий, мы просто пересмотрели их формат за счет эффективного учебного плана и новоформатных рабочих программ учителей. Проект «Началка без домашки» нацелен на то, что весь учебный материал усваивается в классе во время урока, а также с использованием внеурочных форм работы. После уроков ребята, у которых возникли вопросы или сложности во время объяснения новых тем, имеют возможность остаться и вместе с учителем разобрать этот материал. Особенно почувствовали пользу от этого нововведения ученики, для которых русский язык неродной. У них появилась возможность дополнительно, после урока, еще раз отработать совместно с педагогом те учебные моменты, которые им не удается выполнить самостоятельно.
Дома ученикам остается прочитать правила, тексты по чтению и окружающему миру, выучить английские слова, прослушать аудио­за­пи­си. С этой задачей они способны справиться самостоятельно.
- Нравится делать задания с учителем в классе! Всегда понятно, что и как надо сделать! Учиться стало легче! - вот лишь некоторые отзывы о данном проекте от наших учеников.
Прошло всего три месяца со старта проекта, а большинство родителей также отметили положительные изменения. Во-первых, отсутствие нервозности у учащихся. Во-вторых, у детей появилось больше свободного времени на посещение кружков и секций. И в-третьих, снизился уровень тревожности у самих родителей. Вот что они говорят:
- Ребенок приходит свободный от письменных работ!
- Появилось больше времени для дополнительного творчества!
- Меньше стресса у детей и родителей. В школе научат так, как надо! Я контролирую только устные предметы, это проще.
Мы пришли к выводу, что организованная таким образом работа способствует успешному освоению учебной программы всеми учениками начальной школы. Кроме того, «Началка без домашки» разгрузила родителей, которые не всегда располагают временем и возможностью помочь детям. Родителям теперь не нужно тратить время на проверку письменных работ и знаний, полученных на уроках, потому что они полностью доверяют школе и учителю. Зато теперь у семей наших младшеклассников есть время для совместного просмотра фильмов, прогулок и чтения книг.
Больше возможностей появилось и у самих учителей. Их отзывы об идее отказа от письменных домашних работ только позитивные:
- Появилась дополнительная возможность совместной и индивидуальной работы. Есть возможность выстраивать алгоритмы рационального выполнения заданий. Больше времени на отработку трудного материала и контроль его восприятия.
У нас есть уверенность в том, что постепенный отказ от письменных домашних заданий не только на уровне начальной школы, но и в средней школе еще больше повысит ответственность всего педагогического коллектива за образовательные результаты каждого ребенка. Эта стратегия позволит нам выстроить такую образовательную модель, при которой практически вся учебная нагрузка учащегося останется в школе, а вне школы ребенок сможет больше времени посвятить тому, что ему интересно.
Ну и конечно, в таком случае школа действительно становится настоящей территорией доверия. Именно доверие - ключевое понятие единой связки, в которой теперь находятся родители и педагоги.

Яна РЯБЧИКОВА,
учитель начальных классов школы №1279 «Эврика»;
Наталья ГОРЯЧЕВА,
учитель начальных классов школы №1279 «Эврика»