Ведущая роль в развитии активного и пассивного словаря в данном случае принадлежит взрослым - родителям и педагогам: синтез двух образовательных областей - речевого развития и художественно-эстетического развития - способствует активному развитию сенсорных эталонов (цвета, формы, размера), мелкой моторики детей, помогает детям выразить свои эмоции, построить логику событий в сказке, развивает умение анализировать и сравнивать. Развитие данных операций тесно связано с развитием речи детей, их словарь начинает развиваться более активно.
Машенька - имя, вызывающее улыбку у дошкольника наших дней. Современный мульт­фильм про Машу очень притягателен для ребенка, он ярок и динамичен. Машенькины проделки завораживают: она эмоциональна, ярка, дает много материала для иллюстрирования и расширения словарного запаса детей.
Прочитав сказку, можно обсудить с ребенком каждое предложение, так как надо понимать, что текст изобилует словами и понятиями, совершенно не знакомыми уху современного ребенка: «На опушке леса стояла избушка», «Смотри по пальцу себе не тяпни», «Не горюй, дед, Машенька в лес пойдет - грибов принесет», «От подружек не отбиваться, ведь в лесу и волк, и медведь», «Что такое?! Человеческим духом пахнет!», «Девочка, да какая пригожая», «Хозяюшкой быть - пирожки испечь, кое-где подштопать», «Пчелку вот разве что с медком, да и ту ненароком», «А хочешь, я тебя грамоте научу?», «Напеки пирожков полный-преполный короб, а я его и снесу».
Получая готовый образ из мультфильма, ребенок не слышит этих слов, он мыслит образами, а не словами. Обсуждение незнакомой лексики позволяет ребенку не только ухватить образы главных героев, но и подметить детали быта, окружающей обстановки, что помогает воссоздать картину происходящего в сказке более полно.
Обсуждение проходит живо и весело, дети предполагают различные варианты значений слов, пытаясь догадаться, что такое «подштопать» или «ненароком». Тем самым происходит развитие спонтанной разговорной речи и прорабатывается произношение как слов со сложной слоговой структурой, так и сложных звуков. Современным дошкольникам особенно нравятся слова «взобралась», «не горюй» и «пригожая». Ведь в обыденной жизни они практически не встречаются с ними.
Взрослый может поинтересоваться у детей, что бы им хотелось нарисовать из обсуждения и как это должно выглядеть. Пожелания нужно обязательно зафиксировать. Интересно посмотреть вместе иллюстрации профессиональных художников к данной сказке, а также фотографии предметов быта и одежды той эпохи. Дошкольники с удовольствием активизируют в речи уже обсужденные ранее слова. Теперь новая лексика подкрепляется еще и новыми образами, эти выражения и слова становятся узнаваемыми, что очень нравится детям.
Создавая собственные иллюстрации, ребенок вспоминает образы, эмоции, действия, окружающую обстановку. После того как иллюстрации нарисованы, можно еще раз обсудить сказку. Обычно ребенок проявляет большую активность в таком разговоре, так как объектами беседы являются его собственный труд и знакомая ему сказка.
Итогом такой работы со сказкой может стать выставка работ ребенка, что способствует повышению мотивации к более детальной проработке своих рисунков. Такой комплексный подход к развитию речи и эмоционального мира дошкольников помогает добиться ощутимых успехов непринужденно и с удовольствием.

Галина ПОПКОВА,
учитель-логопед Городского психолого-педагогического центра;
Олеся ШМОТКИНА,
педагог дополнительного образования Городского психолого-педагогического центра