Правда, желание школьников учиться тоже претерпело изменения. Современный ученик не рвется к знаниям, а уж тем более если путь к ним тернист. Зачастую нежелание идти в школу, даже если она расположена в шаговой доступности, имеет не одну причину - лень, отсутствие настроения, боязнь неудач, сложности с коммуникацией, дискомфорт. К слову о комфорте. В школе №46 его понимают как совокупность материальной и социальной составляющих, которые обеспечивают покой и состояние удовлетворения всех участников образовательного процесса. Здесь поставили задачу создания комфортной образовательной среды, чтобы каждый ученик шел на уроки с удовольствием.
Школе №46 повезло уже с одним только расположением. Окна учебных кабинетов выходят на живописнейшую парковую зону, которая в условиях загазованности мегаполиса дарит свежесть и прохладу осенью и весной, а зимой становится естественной спортивной площадкой для уроков физкультуры. А еще неподалеку есть небольшой водоем - пруд Запятая.
В нашей школе уверены, что позитивный социальный облик школы и повышение качества образования тесно связаны между собой. Современный школьник привык уделять особое внимание имиджу. Для него важно, что его окружает, как он сам смотрится в той среде, в которой оказался. Антон Павлович Чехов писал: «В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли». Писатель, конечно, не имел в виду систему образования. Но как точно слова классика подходят под описание потребностей современного ученика! Школьник будет гордиться своей принадлежностью к школе, которой он будет доверять. Такой школой, куда ему интересно идти, где ему спокойно и комфортно.
В 2017 году в нашей школе было открыто новое здание, оборудованное по всем требованиям, предъявляемым к образовательной организации XXI века. Лаборатории, спортивные залы с современным оборудованием, лекционные аудитории и учебные классы, оснащенные интерактивными досками нового поколения - все это позволяет творчески подходить к образовательному процессу, дает больше возможностей для проведения уроков и школьных мероприятий, формирует позитивное отношение к школе и повышает качество образования.
Конечно, в школу хотят ходить не только из-за удобного расположения кабинетов и разнообразия оборудования. Вопрос формирования комфортной образовательной среды, основанной на доверии всех участников образовательного процесса друг к другу и к учебному заведению в целом, в основном мы решали при составлении учебного плана.
С начала XXI века список востребованных в обществе профессий существенно изменился, что не могло не повлиять на систему обучения в школе. Современные профессии требуют интеграции нескольких образовательных направлений, а это значит, что стандартный набор профильных предметов порой не подходит школьнику, выбравшему ту или иную специальность в будущем. Список предметов подчас оказывается избыточным, а ученику становится неинтересно заниматься тем, что ему не понадобится при поступлении в вуз. Для многих ребят тот или иной предмет не нужен совсем или не требует углубленного изучения.
Получив от учеников и их родителей запрос на возможность выбора углубленного изучения предметов разной направленности, к примеру биологии и информатики, с 2018‑2019 учебного года школа №46 перешла на более гибкую форму профильного обучения. Она предполагает возможность изучения предметов на углубленном уровне в соответствии с потребностями конкретного ученика. То есть каждый ученик, начиная с 7‑го класса, получил возможность совместно с родителями составить индивидуальный набор предметов, изучаемых на расширенном и углубленном уровне.
Для обеспечения максимального результата обучения каждого ребенка в школе введен учебный план, предполагающий изучение математики и английского языка на трех уровнях (общеобразовательный, расширенный, углубленный), русского языка, литературы, истории, обществознания, физики, химии, биологии, информатики на двух уровнях (общеобразовательном и углубленном), а также специальные предметы (педагогика, психология, основы дизайна).
Ученики параллели изучают теперь тот или иной предмет в группах в соответствии с индивидуальным выбором уровня изучения. В результате на разных предметах состав групп оказался разным, а каждый школьник получил возможность взаимодействовать с большинством обучающихся в параллели. Новый подход в составлении учебного плана позволил расширить возможный круг общения учеников.
Каждый предмет, изучаемый на том или ином уровне, сопровождается программами дополнительного образования, направленными на углубление знаний, подготовку к участию в олимпиадах, тренировку по трудным разделам предмета.
Для работы с учениками на таком уровне нужны профессионалы, которые постоянно повышают и подтверждают свою квалификацию. Многие наши учителя сами сдали ЕГЭ, чтобы понять, каково выпускнику школы на экзамене. Педагоги активно участвуют в конкурсах педагогического мастерства, проводят открытые уроки и мастер-классы. Одним словом, делают все возможное, чтобы создать позитивный облик образовательной организации, выстроить систему учебно-воспитательной работы в школе так, чтобы она вызывала доверие и у детей, и у их родителей.
Формирование позитивного отношения к школе, создание позитивного образа конкретного учебного учреждения и всего московского образования - вот одна из задач, поставленных перед современной школой. Причем это задача каждого отдельного сотрудника образовательной организации. И в основе подобного отношения к школе лежат безопасность в самом широком смысле этого слова и доверие всех участников образовательного процесса к ней.

Алексей МАЗАНОВ,
учитель русского языка и литературы школы №46