Школа меняется, и учителя меняются вместе с ней. В этих условиях наравне с профессиональными качествами педагога важную роль играют его человеческие качества: чуткость, нравственность, отзывчивость, умение быстро адаптироваться самому и адаптировать свой предмет под новые требования и новые потребности общества.
В современном мире роль учителя отличается от времен тридцати-, двадцати- и даже десятилетней давности. Учитель перестает быть главным источником и проводником информации, а превращается скорее в наставника и помощника. Педагогу необходимо налаживать контакт со своими учениками - в этом ключ к его профессиональному успеху. Зачастую именно нежелание подстраиваться под меняющуюся систему или «опускаться» до того, чтобы искать подходы к нерадивому подопечному, ведь «он обязан учиться», приводит к конфликтным ситуациям. Так, у многих педагогов фраза «двойку вы ставите не ребенку, а себе» вызывает недоумение, а порой и протест, но в современных реалиях лишь небольшой процент учеников действительно не способны к обучению наравне со всеми, к остальным необходимо искать подход.
В связи с изменением роли педагога меняется и его образ в общественном сознании: учителя, который «давит авторитетом», грозно отчитывает ребенка за двойку, порой даже унижает, очень сложно представить в контексте современной московской школы, ведь модель «наставник - подопечный» предполагает взаимное уважение и доверие.
Доверие, однако, должно быть заслуженным. В концепции современного образования ребенок должен быть ответственнее и самостоятельнее, чем, скажем, в 90‑х или начале нулевых, ведь теперь ему придется находить, изучать и анализировать информацию, а учитель будет его направлять.
Может показаться, что ответственность учителя за качество образования при этом уменьшается, но это не так. На самом деле работа учителя становится еще сложнее, а ответственность перед учеником растет: ведь недостаточно теперь просто дать информацию - необходимо организовать процесс получения знаний, создать среду, в которой можно осуществлять деятельностный подход, сохраняя при этом высокий уровень собственных знаний как по своему предмету, так и в метапредметной области. В век современных цифровых технологий любая ошибка учителя обнаруживается, что называется, «в два клика», поэтому к квалификации педагога должны предъявляться не менее, а возможно, и более строгие требования, чем раньше. Впрочем, квалификация - это еще не все. Растет необходимость развивать коммуникативные навыки, стараться быть с ребенком на одной волне, улавливать его эмоциональное и физическое состояние.
В наши дни объем внеурочной и внеклассной деятельности педагога, его занятость имеют тенденцию к росту. Все меньше остается времени на отдых, на себя, это может сказываться и на отношении к работе. Однако нельзя забывать, что наша деятельность как учителей - это важнейший вклад в будущее нашей страны и мира, поэтому, как бы тяжело не было, необходимо находить внутренние ресурсы, чтобы быть открытым для своих учеников.
Только в том случае, если ребенок, осознавая всю ответственность за свое будущее, будет видеть в учителе чуткого и заинтересованного в своем деле человека, способного на внимательное и небезразличное отношение, относящегося к нему как к личности - с уважением, возможно успешное развитие современной системы образования.

Юрий ДОЛГАНОВ,
учитель географии школы №121