Участие в финале регионального этапа чемпионата WorldSkills в компетенции «Мехатроника», Всероссийском культурном марафоне, международной просветительской акции «Большой этнографический диктант», олимпиаде «Музеи. Парки. Усадьбы», подготовка к игре «Защитник будущего» в Московском педагогическом университете, практика в городской больнице №64 имени Виноградова, занятия в оборонно-спортивном центре «Преображенский», участие в декаде военно-спортивного направления, в первенстве Москвы по футболу Moscow children’s league, в кадетском параде…
В Москве созданы условия для успешности каждого ученика. Задействованы все ресурсы мегаполиса, школы оснащены современным оборудованием, появились профильные классы. Благодаря этому сегодняшний старшеклассник сильно отличается от своих предшественников, оканчивавших школу 10‑15 лет назад. Но, чтобы к этому прийти и максимально использовать созданные условия, когда надо начинать работу? С какого возраста? В седьмом классе? В пятом? В первом? Или закладывать умение учиться, делать выбор, не бояться нового, работать в коллективе, быть активными стоит у трехлетних малышей? Да, несомненно. Вот только браться за это должны активные, умеющие учиться, не избегающие работы с новыми технологиями, системами и оборудованием, способные действовать в команде педагоги дошкольного уровня образования. Ведь именно в команде можно выстроить единую образовательную среду от школы старшеклассников до дошкольной академии. Цель ясна: воспитатели должны выйти на новый современный уровень московского образования. В нашей школе работа уже началась.
Два года назад педагоги, работающие с дошкольниками, стали экспертами на школьных квестах (баттлах). Лично мне досталась площадка «Системное администрирование». Вели ее два старшеклассника, я только следила за честным выполнением заданий и ставила отметку о прохождении этапа в зачетный лист. Командам, состоящим из школьников разных возрастов и родителей, предлагалось сделать обжим витой пары, произвести сетевое соединение и перенести файл с одного компьютера на другой. Через два часа работы мое чувство стыда за статус эксперта, холодеющего от фразы «обжим витой пары», улетучилось. Благодаря ребятам, проводившим площадку, я не только поняла, что это такое, но и могла объяснить простыми словами. «Обжим витой пары» наполнился конкретным смыслом и стал для меня знанием месяца. Я сделала шаг вперед, преодолела страх перед запредельной, как казалось, областью знаний.
7 декабря состоялся баттл для педагогов дошкольного уровня образования. Команды выполняли задания на тех же площадках, что и ученики: мое любимое «Системное администрирование», «Финансовая грамотность», «Спидкубинг», «Анатомический конструктор», «Реанимационные действия» и так далее. Мы решали головоломки, учились делать забор крови, открывали и рекламировали свое предприятие, определяли в стихах на английском языке великие произведения А.С.Пушкина. А главное - мы на себе ощутили то, чем живут московские школьники, и попытались понять, что из этого можно на соответствующем уровне перенести в дошкольное образование.
Наши дошколята уже используют оборудование медицинского и инженерного классов. Взаимодействие с учителями физики, биологии поможет сделать это использование более глубоким и содержательным. Воспитатели учат малышей проводить исследования с помощью цифровой лаборатории «Наураша». Во время профильных школьных декад учителя старших классов с учениками готовят мероприятия для дошколят: игра «Загадки звездного неба» в мобильном планетарии, экскурсия «От пера до компьютера» в школьном музее, лабораторная работа «Флорариум - мини-сад в бутылке».
В октябре состоялся педагогический совет «Вертикаль профильного образования от 3 до 18». Для многих педагогов-дошкольников впервые прозвучало понятие «конвергентное образование». Воспитатели вошли в состав профильных команд учителей и попробовали за 40 минут спланировать конвергентное изучение одной темы, но с учетом своего профиля. Я, конечно же, выбрала инженерный профиль, а в январе с удовольствием буду реализовывать со своей командой все намеченное.
Участие в городских проектах для дошкольников, повышение эффективности дошкольных групп, освоение пространства Московской электронной школы, работа рука об руку со школьными учителями… и, главное, работа над собой. «Чем больше знаешь, тем больше можешь» (Эдмон Абу).

Светлана АФРИКЬЯН,
старший воспитатель школы №1995