Уже не первый год активно, красочно и позитивно проходит школьный этап конкурса исследовательских и проектных работ. Младшие, средние и старшие школьники, а в 2019 году и дошкольники, защищают свои проекты по самым разным направлениям: инженерному, экономическому, медико-биологическому, научно-технологическому и гуманитарному. Стало хорошей традицией приглашать в жюри не только родителей, бабушек и дедушек ребят, которые с удовольствием приходят их поддержать, но и жителей района, и сотрудников вузов и предприятий-партнеров. Современные дошколята и школьники отстаивают свое мнение и учатся доказывать свою точку зрения перед любой аудиторией.
Вот как рассказывает об этом эксперт Мария Настасина, психолог по образованию:
- Уже второй год подряд принимаю участие в жюри конкурса проектов учащихся школы. Дети готовят разные исследовательские работы и проекты. Поражают системный подход, глубокое изучение выбранных тем, особенно у самых маленьких участников. Мне посчастливилось слушать защиту первоклассников. Было видно, что им интересна выбранная тема, и они с увлечением рассказывали о проделанной работе. Это самое главное, когда ребенок получает удовольствие от процесса обучения! Хочется пожелать, чтобы и дальше дети погружались в темы, которые их волнуют, разбирали их и повышали свой интеллектуальный уровень.
Какие же вопросы волнуют будущих инженеров? Спектр научных интересов школьников богат и разнообразен: «Зачем нам изучать космос?», «Как управлять вулканами?» и т. п. Ребята с удовольствием ставят металлургический эксперимент - литье свинца и олова в домашних условиях, проводят исследования по изучению основных свойств нефти в лабораторных условиях города Москвы, создают всевозможные модификации компьютерной игры «Арканоид», изготавливают витражи своими руками и конструируют летающий танк.
Не отстают будущие медики и биологи: дошкольники рассказывают о микробах, о свойствах сахара как консерванта, младшие школьники изучают насущные вопросы «Полезны или вредны шоколад и кока-кола?», «В чем польза и вред бытовой химии?», «Почему соль - волшебница?», ученики средней школы исследуют микроорганизмы в человеческом теле, ядерную медицину, профессию микробиолога, а также влияние высоты каблука у учениц 5‑11‑х классов школы на опорно-двигательную систему, а старших интересуют научные эксперименты: ультразвуковая диагностика заболеваний печени, гистологический метод исследования тканей и виды гистологических окрасок, а также загадки межполушарной асимметрии.
Современных школьников волнуют вопросы экологии, молодое поколение задумывается о том, какой вклад они могут внести в дело защиты природы. Ребята исследуют различные вопросы: «Как лекарственные растения помогали выжить в годы Великой Отечественной войны?» и «Можно ли лечить опухоли растений ландшафтного заказника «Теплый Стан»?». Авторы проектов рассуждают над вопросом «Куда девается мусор?», а дошколята задумываются над темой «Как превратить мусор в игру?».
Наши ребята готовы открывать свой собственный бизнес, поэтому изучают эволюцию платежных инструментов, принципы разумной экономики и разрабатывают смелые проекты: «Мой первый бизнес: антикафе», «Молодежный бизнес-форум», «Картофель в XXI веке. Покупать нельзя сажать», «Карманные деньги: польза или вред?», «Влияние содержания автомобиля на бюджет семьи». Дошколята строят планы на будущее, осваивая навигатор профессий.
Несмотря на высокие технологии, цифровую экономику и глобализацию общества, современных дошкольников и школьников волнуют вопросы прошлого и будущего, перспективы моды, путешествия, отношения в молодежной среде, музыка, литература, архитектура и политика. Были представлены, например, такие аналитические проекты: «Политические технологии Александра Македонского и опыт их современного использования» и «Карибский кризис и его влияние на различные сферы жизни советского и американского обществ: сравнительный анализ реалий двух антагонистических систем». Или не менее интересные и важные для ребят проекты «Вопрос о преемственности субкультур в современном обществе» и «Бороться нельзя страдать: что такое буллинг и как его избежать».
Важным и значимым является опыт публичных выступлений. Ведь дети всегда остаются детьми, и один из школьников сказал после защиты проекта: «Я запомнил свои чувства и эмоции во время выступления. И еще мне понравилось, что все аплодировали…»
Мама первоклассницы Екатерины Коломеец поделилась своими впечатлениями:
- Интересно было наблюдать за детьми в классе после защиты проектов: первоклассники с удовольствием делились впечатлениями, показывали друг другу свои работы, рассматривали сделанные модели.
Проекты не только расширяют кругозор, но и сближают учеников и учителей, детей и родителей, одноклассников и всех, кто желает приобщиться к чему-то новому.
Главное достоинство проектной деятельности в том, что каждый найдет то, что ему по душе, попробует себя в различных научных направлениях, научится принимать самостоятельные решения, поверит в свои силы и, конечно, испытает успех, ведь задача московского образования - сделать успешным каждого.
Сегодня московским школьникам предоставляется широчайший спектр возможностей: «Урок в Москве», «Учебный день в музее», «Субботы московского школьника», урок-кружок и даже «Московское кино в школе». Поэтому интересы детей чрезвычайно разнообразны, ребята задумываются над вопросами, которые раньше не приходили в голову их родителям. Им предстоит осваивать профессии будущего: дизайнер виртуальной реальности, адвокат по роботоэтике, биохакер, космический гид или специалист по восстановлению экосистем.
Мы уверены, что проектная деятельность не потеряет своей популярности в будущем, а идеи юных инженеров, медиков, биологов, экономистов и гуманитариев найдут свое воплощение в реальной жизни, ведь словарь В.Даля не случайно трактует слово «проект» так: (прожект), план, предположение, предначертание. А пока проекты детей - это шаги в будущее, маленькие, но смелые и уверенные…

Лариса КАЛУГА,
учитель школы №1995