Мы хорошо усвоили, что обучение ведет за собой развитие. Но ведь Лев Семенович Выготский при этом замечал, что развитием в собственном смысле слова является врастание ребенка в культуру, а это подводит нас вплотную к вопросам воспитания.
В ребенке, как говорил Выготский, заключено множество будущих личностей. Он может быть и тем, и другим, и третьим. Воспитание человека как биотип формирует человека как социотип. Ребенок постепенно учится быть человеком, и это научение происходит в контексте культуры и образования. Культура выступает для последующих поколений ориентиром в развитии смыслов жизни и стратегии поведения в обществе.
С законами психологии воспитания мы, конечно, знакомы, но их реализация в условиях быстро меняющегося социально-культурного мира, внедрение инновационных подходов в системе непрерывного образования ставят перед психологической службой новые задачи и предполагают разработку научно-практического и кадрового обеспечения этого направления.
Хотим обозначить несколько моментов, имеющих непосредственное отношение к проблеме воспитания.
Момент первый. Система образования не в полной мере использует потенциальные возможности научной и практической психологии. Психологи способны помочь педагогам (а через них и учащимся) овладеть психологической грамотностью и содействовать развитию психологической культуры личности, что может принципиально изменить и обогатить социальную ситуацию развития ребенка, сделать более осознанными и ответственными перспективы его личностного, социального и профессионального самоопределения.
Второй момент, на который хотелось бы обратить внимание. Психологу очень важно находиться в тесном сотрудничестве с классным руководителем. Классный руководитель - главная фигура в деле воспитания ребенка. Именно он организует (он может и должен это делать) систему отношений детей через разнообразные виды деятельности. Причем деятельности не самой по себе, а имеющей общественную значимость и ценность. Именно он может создавать условия для развития и проявления позитивных особенностей личности каждого ученика, для раскрытия потенциальных способностей каждого. Именно он защищает интересы ученика как взрослеющего человека и формирующуюся личность. Но при этом важно, чтобы любая деятельность и любые отношения осуществлялись в контексте развития психологической культуры формирующейся личности. Это очень важно. Классный руководитель учитывает, что достижение общественно ценного результата должно быть увлекательным для всех детей и восприниматься ими как общее дело. Деятельность должна быть организована таким образом, чтобы каждый ребенок раскрывал себя именно в том ее виде, который в наибольшей степени соответствует его возможностям, чтобы результат действий каждого был необходим для достижения общего результата. В таком случае дети будут радоваться успехам другого, помогать отстающим.
Классный руководитель - посредник между обществом и ребенком в освоении культуры, накопленной человечеством, он создает условия для доверительного общения учащихся со взрослыми. В этом случае само общение выступает уже не как компонент и условие других деятельностей, а как особый вид деятельности, где мотивом выступает другой человек как ценность, как побудительная сила поведения. Именно это, как отмечал Василий Васильевич Давыдов, характеризует процесс «возникновения» личности на этапе отрочества и ранней юности.
Заключительный момент, который важно упомянуть. Школа помогает ученику войти в культуру и мир знаний не только содержанием своих учебных курсов, но и культурной атмосферой в целом. Эта культурная атмосфера создается прежде всего характером взаимодействия всех участников образовательного процесса - учителей и родителей, учителей и учеников. Культурная атмосфера является основой благоприятной образовательной среды. Благоприятная образовательная среда - это не столько материальное обеспечение школы, сколько нравственный климат, царящий в ней.
Взаимодействие и поведение взрослых вводит школьников в психологическую культуру человеческих отношений, служит одним из источников развития их внутренней культуры. Ведь на детей, как писал Л.Н.Толстой, в сто раз сильнее оказывает влияние наблюдение над жизнью взрослых, чем их беседы.
Поэтому содействие развитию психологической грамотности и культуры участников образовательного процесса (прежде всего взрослых) - сегодня актуальная задача психологической службы в образовании, а создание благоприятной образовательной среды - задача психологически грамотных педагогов, прежде всего классных руководителей.

Ирина ДУБРОВИНА,
доктор психологических наук, профессор Психологического института Российской академии образования;
Любовь ОЛТАРЖЕВСКАЯ,
кандидат педагогических наук, директор Городского психолого-педагогического центра