​Утраченное доверие подобно утраченной жизни.
Публилий Сир

Ответы могут быть совершенно разными, но, скорее всего, большинство опрошенных, не кривя душой, ответят, что школа - это то место, где они учились. Где были уроки, которые нравились или не нравились, которые стали частью профессии или абсолютно не пригодились в дальнейшем. Школа - это то место, куда бежали со всех ног, и то, откуда хотелось поскорее уйти во взрослую жизнь. А еще опрошенные скажут, что помнят своих учителей, иногда непонятых в своей строгости, часто мешающих мечтать, постоянно требующих внимания и, самое главное, это внимание оказывающих!
Много ли среди нас тех, кто не помнит имен своих первого учителя и классного руководителя, который вручал аттестат? Почему мы забываем со временем имена коллег и сослуживцев, а имена и лица учителей мы храним в своей памяти всю жизнь? Чтобы ответить самому себе на этот вопрос, мне нужно было стать учителем.
Задумывались ли вы когда-нибудь, каких учеников навсегда запоминает учитель? Нет, не прилежных и воспитанных, а самых трудных, у которых всегда найдется тысяча причин, чтобы не учить предмет и думать на уроке о чем угодно, но только не об учебе. Почему так происходит? Наверное, потому что, желая или не желая того, на этих ребят мы тратим больше всего времени. Им мы дарим свое внимание, и именно к ним мы стараемся найти индивидуальный подход. Зачастую это бывает сделать очень трудно. Что должно побудить ребенка внимать тебе, воспринимать озвученную тобой информацию? Что заставит его уважать тебя? Ответ на этот вопрос очень прост: между тобой и ребенком должно быть доверие. Задумайтесь, какое значение во взрослой жизни имеет доверие? Можем ли мы уважать и прислушиваться к тому, кому не доверяем, чьим словам не верим, на кого не можем положиться?
Доверие - это неотъемлемая часть нашей жизни, и, если оно важно для сформировавшейся личности, то какое значение оно имеет для ребенка, чья душевная организация гораздо тоньше, нежели у человека взрослого?!
Именно доверие отличает школу от других источников получения знаний. Именно в школе в отличие от высших учебных заведений на учителя возложена не только образовательная, но и воспитательная функция, которую невозможно выполнить в отсутствии доверия между учеником и педагогом. Безусловно, школа не способна заменить семью. Она и не ставит перед собой такой цели. Но бывает так, что отдельно взятая семья в силу разных причин не способна стать для ребенка той крепостью, внутри которой он всегда сможет чувствовать себя в безопасности. Но ведь кто-то должен быть рядом с этим ребенком, тот взрослый, которому будет доверять этот маленький человек, получит бесценный опыт общения, доверия и заботы.
Не только социальная служба, но и классный руководитель, и учитель-предметник ежедневно выполняют роль наставника, старшего товарища, кому воспитанник может доверить свои проблемы. Не всегда мы способны их решить, но важно не это, важна сама возможность для ребенка быть услышанным и понятым. Возможно, кто-то упрекнет меня и скажет, что учитель не должен служить «жилеткой» для своих учеников. Но ведь доверие может быть только взаимным. Дети чувствуют фальшь и наигранность, поэтому каждый учитель должен не только ждать доверия, но и сам доверять своим воспитанникам. Ни в локальных актах школы, ни в ее уставе невозможно прописать этот пункт, но современный быстро меняющийся мир, переполненный информацией, ставит перед нами новые вызовы. Ни один ребенок не защищен от того, чтобы не стать жертвой лжи и обмана, которые заполняют информационное и жизненное пространство.
Отвечая на вопрос, что же такое школа, я могу сказать, что школа - это не стены, не парты и не кабинеты. Школа - это учителя, которые готовы не только научить, рассказать, но и быть рядом с учеником, когда ему некому довериться и доверять.

Петр БАРСАГОВ,
учитель истории и обществознания школы №538 имени С.В.Гришина