Сколько зарабатывает учитель?
Модельная ситуация. Ребенок спросил у педагога, какая зарплата у учителей. Как поведет себя специалист? Назовет конкретную сумму? Уйдет от ответа? Пристыдит и скажет, что это неприличный вопрос? Ни один из вариантов.
Во-первых, вопрос о заработной плате вполне разумный. Ученик московской школы с раннего возраста готовится к получению профессии: принимает участие в чемпионатах профессионального мастерства KidSkills и WorldSkills, представляет свои проекты на научно-практических конференциях, посещает «Университетские субботы»… При выборе класса профильного направления семья ориентируется, в частности, на востребованность профессии, и желание ребенка знать о размере заработной платы того или иного специалиста вполне оправданно.
Во-вторых, московская система образования - открытая система, здесь нет секретов. Так что ответом на вопрос учащегося о размере выплат вполне может быть ссылка на официальный сайт школы.
И, наконец, педагогам можно и даже нужно открыто говорить о размере заработной платы. Стыдиться нечего - минимальная зарплата учителя столичной школы выше средней заработной платы многих специалистов по Москве. Не стоит забывать и про возможности, которые предоставляет город: каждый учитель вне зависимости от опыта и стажа работы имеет возможность сказать свое слово в системе образования и получить грант за создание интересных, востребованных, качественных занятий для учащихся Москвы. Да, быть педагогом сегодня и престижно, и интересно, и доходно.

Из чего складывается бюджет школы?
Что такое школа? Школа - это большая семья, и, как в любой семье, в ней есть источники доходов и статьи расходов. Для того чтобы каждый член семьи чувствовал себя комфортно, необходимо грамотно рассчитывать и планировать денежные средства.
Бюджет московской школы сегодня формируется из трех источников: субсидия на выполнение государственного задания, целевые субсидии и внебюджетная деятельность.
Первый источник является основным: сумма этих денежных средств зависит от количества обучающихся в школе и направлена на обеспечение условий по реализации основного образовательного процесса. Второй источник - целевые субсидии - образовательная организация получает на выполнение определенных целей: развитие школы, реализация городских проектов (продвижение предпрофессионального образования: медицинский, инженерный, кадетский, академический, IT-класс в московской школе; организация, проведение Всероссийской олимпиады школьников, Московской олимпиады школьников…).
Однако школа не только получает материальную поддержку, но и сама зарабатывает, причем доход образовательной организации напрямую зависит от ее востребованности среди населения района и города. Если школа может предложить интересные занятия, востребованные активности, а также готова создать необходимые комфортные условия, то она становится местом силы района, где любой житель независимо от возраста может найти занятие по душе: ребята посещают спортивные секции и дополнительные занятия, а люди старшего поколения с удовольствием снова садятся за парты в рамках проекта мэра Москвы «Активное долголетие».

Как расходуется бюджет школы?
Для того чтобы в будущем стать востребованным специалистом, учащиеся уже сейчас должны получать необходимые профессиональные знания, умения, навыки, и школа предоставляет такую возможность. Новейшее инженерное оборудование, позволяющее заниматься научной и практической деятельностью, классы робототехники, дающие возможность обучаться основам моделирования роботов и электронных устройств, манекены и тренажеры, помогающие отрабатывать навыки медицинских манипуляций, школьный планетарий - все это, конечно, требует больших финансовых затрат и серьезной работы.
Все закупки школа осуществляет в соответствии с Федеральным законом №44‑ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Еще одна обязательная статья расходов образовательной организации - оплата коммунальных услуг. «В школе, как дома!» - вот слоган хозяйственной службы школы. Ведь именно здесь ребенок проводит большую часть своего времени, поэтому она должна быть уютной, чистой, светлой - местом, в которое хотелось бы возвращаться.

Юлия НАЗАРОВА,
заместитель директора по управлению ресурсами школы №1995;
Дарья ЧМЕРЕВА,
ученица 8‑го «Э» класса школы №1995