Современное общество сильно изменилось, изменились и родители наших учеников. Семьи стали более замкнутыми, люди редко встречаются, у них нет возможности поговорить, обсудить проблему, получить совет и поддержку. Между родными нечасты гармония и взаимопонимание, молодые члены семьи не всегда ориентируются на родных в своих идеалах, а ищут авторитет среди своего окружения или в образах, навязанных СМИ. При этом сами массмедиа нередко очерняют школу и педагогов, работающих в ней. Школа, как и все общество в целом, оказалась в эпицентре тотального недоверия. Наряду с этим вне школы возросло количество некомпетентных специалистов, предлагающих услуги помощи семье и детям. Не всегда качественную и противоречивую информацию предлагает родителям и Интернет.
Как и другие школы, мы столкнулись с этими проблемами. В нашем комплексе мы стараемся выстраивать доверительные отношения с родителями не только на уровне классных руководителей и воспитателей, но и на уровне всего педагогического коллектива. Педагоги и специалисты работают в тесном контакте и «ведут» ребенка от момента его поступления на дошкольное образование и до конца обучения в школе.
Но, как показывает опыт, не всегда этого достаточно. Именно поэтому мы организовали в нашем комплексе родительский клуб «Посидим поговорим» и школьную службу примирения.
Родительский клуб дает возможность родителям не только индивидуальных конфиденциальных консультаций со специалистами, но и обсуждения интересующих вопросов в группе единомышленников в неформальной доброжелательной атмосфере. Родители делятся друг с другом своим опытом, обмениваются информацией об учреждениях, где можно получить дополнительную помощь, часто продолжают общение друг с другом за пределами школы. При этом мы поощряем общение родителей параллельных классов, а также других параллелей, что дает им возможность увидеть со стороны возрастной кризис ребенка, его учебную ситуацию, способы решения проблем.
Вот лишь некоторые темы нашего родительского клуба: «Подростковый кризис: особенности и способы решения трудностей», «Особенности развития внимания первоклассника», «Пути адаптации школьника к пятому классу».
Один из видов работы школьной службы примирения - методика «круг». Участники «кругов» разные: дети, родители и дети, дети и педагоги, родители и педагоги. В доброжелательной конфиденциальной обстановке они делятся своими радостями, переживаниями, ожиданиями, опытом, строят планы на будущее. В таком неформальном общении, где у каждого есть возможность быть услышанным, устанавливаются более глубокие, доверительные отношения между участниками образовательного процесса.
Мы видим, что в результате работы родительского клуба и «кругов» родители наших учеников стали более открытыми, стали больше доверять педагогам и за помощью идут прежде всего в школу.

Екатерина ЕФРЕМОВА,
учитель-логопед школы №121,
Анастасия КРИНИЦЫНА,
педагог-психолог школы №121, кандидат педагогических наук