Именно в этой школе становится очевидным постулат из учебников педагогики о том, что неотъемлемая часть любой учебно-воспитательной деятельности - взаимодействие с родителями. Здесь от позитивного сотрудничества семьи и педагогов действительно во многом зависит будущее ребенка. А потому, принимая в школьный коллектив нового ученика, здесь протягивают руку помощи и его родителям или опекунам.
Татьяна Томкевич, бабушка и опекун второклассника Андрея, признается, что обзвонила не одно образовательное учреждение, прежде чем привела внука сюда, и теперь, когда он в школе, она спокойна.
- В выборе школы для меня был важен образовательный уровень. Здесь учителя очень сильные. Мы за школу держимся. Много специальностей, дополнительные занятия, кружки всевозможные, развлекательные мероприятия, постоянные экскурсии. Наша учительница постоянно в поиске, что-то придумывает, - рассказывает Татьяна Адольфовна.
В школе-интернате №17 обучаются дети с различными нарушениями в развитии. У каждого есть заключение центральной психолого-медико-педагогической комиссии с рекомендациями по обучению по адаптированным программам, а также занятиям с узкими специалистами. Поэтому в школе многие учителя-предметники прошли переподготовку, освоив специальности дефектолога и психолога, и все без исключения - курсы для работы с детьми с ОВЗ.
В этой школе, с этими детьми, действительно нужно быть все время в тонусе, профессиональном поиске и росте, убежден заместитель директора по воспитательной работе и социализации Дмитрий Стадник.
- Дело в том, что более ответственно, более серьезно, более скрупулезно ты готовишься к уроку. Мало того что классы малочисленны, ты обязан уделить внимание каждому ребенку. Подбираешь индивидуальные методики в отношении даже одного ученика. И потом роль учителя здесь - она видна. На уроках присутствуют родители, рядом находятся тьюторы, на тебя смотрят не только дети, здесь халтурить не получится никак, - говорит Дмитрий Викторович.
Тьюторы и ассистенты - нововведение этого учебного года, поскольку сопровождение каждого ребенка - обязательное условие пребывания в школе-интернате. Тьютор помогает на уроках и с уроками, ассистент - с передвижениями. К слову, и школьное пространство, и школьная мебель здесь приспособлены к потребностям и возможностям таких детей. Здесь каждому ребенку разрабатывают индивидуальный образовательный маршрут, согласованный со специалистами и в обязательном порядке с родителями. Вообще помощь и участие родителей здесь не просто приветствуются, без них, по словам руководителя службы психолого-педагогического сопровождения Софьи Гуровой, выйти на позитивную динамику в развитии ребенка сложно.
Но, пожалуй, главное для школы-интерната №17 - сопровождение не только детей, но и их родителей. Каждый из них столкнулся с невероятно тяжелым жизненным испытанием, многие семьи после рождения нездорового ребенка распались, практически все испытывают отчуждение всего остального, здорового мира.
- Когда такой ребенок рождается, то у родителей стресс, они не знают, как себя вести, ходят по знахарям, многие ждут, что через год все наладится и рассосется, смотрят на других родителей, у которых ребенок в пять лет заговорил, и ждут, надеются на чудо. А время уходит. Потом наступает другой период - обвинения друг друга, родственников, врачей. Затем - период опущенных рук, мол, зачем биться, если все равно ничего не получится. Приспособленных к таким детям детских садов мало, реабилитационные центры, как правило, платные, денег катастрофически не хватает, и вот на таком надрыве они приходят к нам в школу, - рассказывает Софья Гурова.
По ее словам, главная задача школьных специалистов - показать родителям, что, даже несмотря на болезнь и все сложности, с ней связанные, у их ребенка есть будущее, что он сможет реализовать свои возможности.
Именно с ориентацией на будущее школа-интернат сотрудничает с московским колледжем малого бизнеса №4 по профессиональному обучению учеников 8‑11‑х классов. При условии успешной сдачи экзамена ребята получат разряд или категорию по специальности «исполнитель художественно-оформительских работ». В прошлом учебном году многие выпускники дополнительно освоили специальность «секретарь-референт». С перспективой на будущий успех в школе ведут математический и экологический кружки представители Ассоциации победителей олимпиад. А в московской олимпиаде «Музеи. Парки. Усадьбы» у школы уже есть свои победители и призеры! С верой в будущие победы школа проводит клубные школьные дни «Здоровый образ жизни - живи ярко с «Динамо», где личный пример спортсменов-параолимпийцев тоже работает на главную цель всего педагогического коллектива школы - у родителей не должны опускаться руки.
Для этой же цели здесь решили организовать родительский клуб «Мы вместе». По словам его руководителя, педагога-психолога Лилии Халиковой, миссия клуба не сколько в просвещении родителей, сколько в практической помощи им - консультациях, коррекционной работе, тренингах.
- Родителям нужно научиться этого ребенка принимать, а для этого надо принять себя. Очень много психологических проблем, которые требуют полноценной проработки. Мы мечтаем обеспечить им собственную ресурсность, чтобы каждый родитель нашел в себе опору и стал опорой для своего ребенка. Мы хотим повысить их мотивацию к взаимодействию со специалистами, с педагогами. Мы хотим, чтобы они, собираясь вместе, делились друг с другом своим опытом, - рассказывает о планах уже ближайшего будущего Лилия Рашитовна.
Вообще здесь многое делают вместе, сообща, доверяя друг другу, - дети, родители и педагоги. Рисуют стенгазеты к праздникам, проводят субботники в школьном дворе и обязательные после них чаепития, собирают макулатуру в рамках акции «Экологический бум», участвуют в спартакиаде «Надежда», подбирают экспонаты для нового музея русского быта. И эта общность дает возможность детям почувствовать вкус полноценной жизни, а их родителям - справиться с трудностями и испытаниями.

Марат СЯФУКОВ,
директор школы-интерната №17